АННОТАЦИЯ
Обсуждаются особенности разработки исследовательских объектов, призванных стимулировать любознательность и исследовательскую активность по отношению к ним со стороны человека. Предлагается рассматривать такой объект как специально созданную и предоставляемую другому человеку возможность удовлетворить свою познавательную мотивацию и мотивацию вызова при изучении неизвестных возможностей новой для него системы. Это рассмотрение проводится в развитие идей Дж. Гибсона об аффордансах как возможностях окружающего мира. Также вводятся понятия деисследовательских и контрисследовательских объектов и обсуждаются их особенности. Деисследовательские объекты защищаются от нежелательных проявлений любознательности и исследовательского поведения. Контрисследовательские объекты провоцируют любопытство и исследовательское поведение с целью нанесения ущерба субъекту этой активности. Делается вывод, что сравнение объектов, имеющих различные, специально проработанные исследовательские, деисследовательские и контрисследовательские составляющие, позволяет лучше понять человеческие практики организации деятельностей других субъектов, неявного управления и манипулирования ими - как с благонамеренными целями, так и целями нанесения ущерба.
ЦИТАТА
Поддьяков, А.Н. Исследовательские и контрисследовательские объекты: дизайн предоставляемых возможностей / А.Н. Поддьяков. // Российский журнал когнитивной науки. – 2017. – Т. 4. – № 2-3. – С. 49-59