Рассматривается и анализируется творческое поведение человека в естественных условиях жизнедеятельности. Обосновываются преимущества изучения творческих проявлений испытуемых – детей младшего школьного возраста – в свободной ситуации, типичной для естественного реального творческого процесса. Выделенные и использованные в экспериментальном исследовании параметры свободной ситуации и факторы, стимулирующие творческие проявления детей, такие как представленность образца творческого поведения значимого взрослого, эмоциональный и творческий контакт взрослого с детьми и др., позволили установить, что типы творческих реакций детей на образец творческого поведения взрослого могут быть как немедленными, так и отсроченными, причем преобладающими являются именно отсроченные проявления творческих способностей. Это позволило выявить феномен отсроченности творческих проявлений.
В статье ставится проблема выделения в психологическом познании методов среднего уровня, промежуточных между методологией, теорией и эмпирическими методами и методиками. На конкретных примерах подобны...
В самом термине «естественный эксперимент", сформулированном А.Ф. Лазурским около века назад заложено противоречие, определяемое в философии диалектикой естественного и искусственного, которые зачасту...