АННОТАЦИЯ
Целью работы была адаптация на русском языке опросника EBS, измеряющего эстетическую отзывчивость на красоту природы, искусства, идей и нравственного поведения. Кроме этого проверялись предположение об отзывчивости на красоту техники как составляющей эстетической отзывчивости, а также многочертная-многометодная (МТММ) модель, выделяющая в структуре EBS дополнительно шкалы сопричастности: когнитивной, телесной, эмоциональной, духовной. Перевод оригинального опросника был дополнен экспериментальной шкалой Красоты Техники и заполнялся учащимися лицея г. Екатеринбурга 14-17 лет, n = 191, девушек 48%, юношей 52% из классов с углубленным изучением математики, естественных либо гуманитарных наук. Конфирматорный факторный анализ подтвердил консистентность шкалы Красоты Идей первоначальной структуре EBS (шкала добавлена позднее и требовала отдельной валидизации). Красота Техники не обнаружила консистентности с EBS, поэтому была исключена из анализа. МТММ модель показала хорошую пригодность, при том что половина нагрузок у шкал сопричастности не достигала значимого уровня. В анализе надежности коэффициент Кронбаха достигал 0.92 для суммарного показателя EBS; 0.82-0.90 для шкал красоты и 0.66-0.75 для шкал сопричастности. Дисперсионный анализ выявил более высокие общие показатели EBS у девушек относительно юношей, а также у гуманитариев и физиков по сравнению с хими- ками и математиками. Кроме того, у девушек и юношей различались усредненные профили шкал как красоты, так и сопричастности. Внутригрупповые факторы вида красоты и сопричастности также взаимодействовали. Таким образом, на выборке академически успешных подростков русская версия EBS проявила хорошие психометрические характеристики; МТММ модель соответствовала данным. Выявленные различия в эстетической отзывчивости, связанные с полом и учебной специализацией респондента, также подтверждают валидность опросника и уместность предложенной модели.
ЦИТАТА
Sabadosh, P.A. A russian version of the engagement with beauty scale: the multitrait-multimethod model / P.A. Sabadosh. // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. 14. – № 1. – С. 7-21