АННОТАЦИЯ
Представлены результаты теоретического анализа развития идей С.Л. Рубинштейна в исследованиях лаборатории психологии личности Института психологии РАН. Показано, что ведется разработка направлений, связанных с нравственной проблематикой, затрагивающей такие характеристики личности человека как совесть, правосознание, патриотизм, ценностные ориентации и психологическое здоровье. Продемонстрирована преемственность и конкретизация идеи С.Л. Рубинштейна об этике как «дифференциальной онтологии» в изучении позитивных феноменов веры, надежды и любви. Представлена теоретическая новизна разработанного понятия «оптимистическая триада». Сформулирована идея о триединстве веры, надежды и любви как духовной, жизнеутверждающей основе активности личности. Показано, что эта триада, отражающая высшие чувства и важнейшие составляющие внутреннего мира личности, образует своеобразную духовную ось, генерирующую необходимые для полноценного человеческого бытия благотворные, созидательные силы. Сделан вывод, что триединая сущность веры, надежды и любви выражается в том, что каждая из них имеет свои основания в двух других, усиливающие жизненный потенциал и способствующие более полной реализации возможностей друг друга. Показано, что вера, лишенная любви, может приводить к фанатизму. Описана методика для выявления представлений о любви и ее отличие от большинства зарубежных аналогов, которое состоит в ориентации на ценностно-смысловой аспект любви в межличностных отношениях. Выделена трехфакторная структура опросника, определившая его субшкалы: “Любовь-помеха”, “Любовь-самоотдача”, “Любовь как возвышающая человека сила”. Высказано предположение об актуальности проведения аналогичной работы по уточнению современного понимания феноменов веры и особенно - надежды.
ЦИТАТА
Воловикова, М.И. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ С.Л РУБИНШТЕЙНА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛАБОРАТОРИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ РАН / М.И. Воловикова, И.А. Джидарьян. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2018. – Т. 3. – № 1 (9). – С. 20-42