АННОТАЦИЯ
Переход к рыночной экономике, начатый в России в первой половине 1990-х годов, привел к развитию новых форм собственности и отношений, к которым основная масса россиян была не готовой, так как социальный опыт жизнедеятельности, сложившийся в годы советской власти, оказался непригодным для выживания в условиях рыночных отношений. Особенно остро проявила себя проблема психологической неготовности: люди, в свое время адаптировавшиеся к жестко ограниченным правам собственности, к стесненным материальным условиям жизни, утратили потребность в проявлении хозяйственной инициативы, необходимой для повышения личного благосостояния. Тем не менее государство и предприятия переложили бремя материального обеспечения на плечи самих граждан, отказавшись от предоставления каких-либо существенных материальных гарантий трудоспособным лицам. В связи с этим возникла острая необходимость перестройки психологии людей и ее адаптации к новым условиям хозяйствования. Наиболее продуктивным с экономической точки зрения способом адаптации личности к рыночным отношениям является предпринимательская деятельность (подробнее об адаптации к профессиональной деятельности см.: Психология адаптации…, 2007; Бодров, Дикая, Журавлев, 2012; Дикая, Журавлев, Занковский, 2016; и др.). Изучение отношения различных категорий молодежи к труду показывает, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтений нематериальных ценностей к материальным. Согласно исследованию С. И. Асбаровой, для 65,3% молодежи в воз- расте до 24 лет большая зарплата является решающим фактором при выборе места работы (Асбарова, 2003, c. 157). Соответственно, это актуализирует проблему подготовки молодежи к успешной эко- номической самореализации, в том числе и посредством предпринимательской деятельности. Развитие предпринимательства способно коренным образом расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, противостоять монополизации рынка, решить проблему занятости, а также способствовать научно-техническому прогрессу во всех видах производства. Оказывая непосредственное воздействие на формирование «среднего класса», малые и средние предприятия являются важнейшим фактором политической стабильности и социальноэкономического развития общества.
ЦИТАТА
Китова, Д.А. Знания в структуре психологической готовности личности к предпринимательской деятельности / Д.А. Китова // .Сер. Методология, история и теория психологии – 2018. – С. 537-561