АННОТАЦИЯ
Проведен междисциплинарный анализ научных подходов к феномену эскапизма в философии, социологии, литературоведении, российской и зарубежной психологии. Выделены основные подходы к исследованию феномена эскапизма: "нейтральный" - имманентное свойство сознания личности и общества в целом (философский); "негативный" - стратегия отщепления от основного социума и ухода в различные субкультурные и маргинальные сообщества (социологический); "позитивный" - средство достижения внутреннего равновесия (литературоведческий); "амбивалентный" - эскапизм как воображение, необходимый для творческой деятельности уход от реальности при одновременной опасности чрезмерных мечтаний (психологический). Развитие видеоигровой индустрии сделало исследования эскапизма более осязаемыми, продемонстрировав слияние его интра- и интерпсихического аспекта в форме погружения в онлайн-игры, что обусловило узкий, преимущественно негативный ракурс рассмотрения данного феномена в качестве мотивации избегания. Показано, что эскапизм может пониматься как форма активности личности, которая возникает вследствие рассогласования реальных и желаемых ценностных структур разного уровня в целях его уменьшения, и реализуется путем погружения в субъективно альтернативную реальность. Специфика данной активности состоит в том, что она предполагает построение альтернативного образа Я личности; ориентирована на процесс и приводит к потоковому переживанию на определенном этапе осуществления. В структуре эскапизма выделяются следующие измерения: причины возникновения эскапистской активности (тип и степень рассогласования между реальными и желаемыми ценностно-мотивационны-ми структурами); конструктивный/деструктивный исход эскапистской активности в определенном временном промежутке; уровень осознанности; локализация субъективно-альтернативной реальности, уровень интенсивности погружения и его периодичность; количество участников.
ЦИТАТА
Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 6. – С. 52-64