АННОТАЦИЯ
Одной из главных характеристик современных вариантов российской идеи является ее выраженный негативный характер - уделение большого внимания тому, какими нам не следует быть, в сравнении с тем, какими нам надлежит стать. При этом явно доминирующей негативной точкой отсчета, своеобразным «образом современного дьявола», служат негативные представления о Западе, в первую очередь об англосаксонской культуре и ее лидерах - США и Англии. По мнению ряда авторов, одной из главных социально-психологических предпосылок формирования специфической российской идеи на современном этапе, как, впрочем, и в нашей истории, выступает наша неспособность жить по западным образцам и возлагание на Запад ответственности за эту неспособность, приводящую к отвержению всего западного, по «закону маятника» чередующуюся с его регулярным и некритическим (как в 1990-е годы) принятием. Приводятся данные социологических исследований, демонстрирующие, что в последние годы у значительной части россиян наряду с их ухудшающимся отношением к западным странам, особенно к США, появились сильные сомнения в самом факте цивилизационной принадлежности России к Европе. Опросы также свидетельствуют о формирующейся в нашем массовом сознании неопределенности относительно тенденций и перспектив развития страны. При этом растет количество убежденных в том, что российская цивилизация - особая и у России должен быть особый путь развития. Современные проекты развития России и соответственно варианты нашей национальной идеи можно разделить на две группы. Один тип проектов основан на достаточно жестком и агрессивном противопоставлении России Западу, другой - на заимствовании у него всего лучшего и дополнении его своим (например, сочетание демократии и рыночной экономики со справедливостью, духовностью, отсутствием приоритета материального над духовным). При этом и антагонистичные Западу проекты предполагают некоторые заимствования у него, например развитие «правильного», справедливого варианта рыночной экономики в противовес характерной для него неправильной и несправедливой экономике. Неантогонистичные проекты, не основанные на жестких противопоставлениях, более адекватные, например сочетание духовности и материального благополучия, гармония во всем, культурный синтез, возделывание наших необъятных территорий, улучшение общества и человека, конъюнктивность (кстати, очень характерная для китайской культуры), а не дизъюнктивность (одновременно и духовное, и материальное благополучие, преодоление нашей национальной традиции регулярно впадать из одной крайности в другую). Это предполагает и заимствование всего лучшего из прежних вариантов национальной идеи России, отсутствие отношения к ним с революционной непримиримостью, но не предполагает, естественно, некритического заимствования из других культур, неприемлемого для нас, перенос оттуда тех форм социальной организации, которые грубо противоречат основным особенностям российского менталитета.
ЦИТАТА
Юревич, А.В. Современные варианты российской национальной идеи / А.В. Юревич. // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 2 (39). – С. 6-14