АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению особенностей восприятия музыки представителями российской и китайской культур. Целью исследования был поиск типовых закономерностей в индивидуальных различиях восприятия музыки, методология опиралась на представления о синергии в восприятии музыки индивидуального и этнокультурного опыта реципиента. Авторами проверялась частная гипотеза о том, что между российскими и китайскими слушателями существуют различия в восприятии «своей» и «чужой» музыки, в частности в дифференцированности распознавания ее эмоционального содержания. Противоречие, требующее разрешения, заключается в следующем: с одной стороны, восприятие опирается на сформированные музыкально-языковые эталоны, специфичные для конкретной культуры, и в этом случае «своя» музыка должна распознаваться лучше, чем «чужая»; c другой стороны, понимание музыки как языка чувств и настроений опирается не на культурный опыт, а на универсальную эмоциональную способность, в этом случае различий в восприятии эмоционального содержания музыки с разной этнокультурной спецификой быть не должно. Вопрос о восприятии классической музыки, ставшей достоянием всего цивилизованного мира, оставался открытым. Исследование построено на идее взаимосвязи «этнослуха» реципиентов и «этностиля» музыки при ее восприятии. Этностилевая переменная была представлена фрагментами четырех музыкальных образцов: славянский и китайский инструментальные наигрыши, образец классической скрипичной музыки (Н. Паганини) и музыки ХХ в. (Д. Шостакович). Участники исследования оценивали прослушанные фрагменты по 12 биполярным психометрическим шкалам, отражающим эмоционально-динамические характеристики музыки. Феномен «этнослух» изучался при сравнении результатов оценивания эмоциональных признаков звучания китайской и российской группами слушателей. Всего в исследовании приняли участие 53 человека: 27 российских студентов-музыкантов и 26 китайских студентов-музыкантов московского вуза. Проведенное исследование выявило значимые различия между российскими и китайскими музыкантами в восприятии традиционной русской и китайской музыки и не выявило таковых в восприятии классической и современной музыки.
ЦИТАТА
Торопова, А.В. Восприятие музыки представителями различных культур / А.В. Торопова, Т.С. Князева. // Вопросы психологии. – 2017. – № 1. – С. 116-129