АННОТАЦИЯ
Рассмотрена проблема распространения радикального ислама и терроризма как глобальных вызовов современности с точки зрения геополитической и глобальной психологии. Проанализированы канонические положения ислама, в которых присутствуют основания для их использования экстремистами в качестве духовной и религиозно-психологической мотивации терроризма. К ним относятся отсутствие иерархии духовных лидеров и внутриконфессиональных критериев оценки различных течений. В качестве примеров спекуляции идеями мусульманства рассмотрены ваххабизм и джихад, ставшие глобальными политическими технологиями. Показана специфика ислама по сравнению с другими религиями, а также особенности личности мусульманина и мусульманского общества. На основе критериев коллективного субъекта описана субъектность мусульманского сообщества как большой социальной группы. Несмотря на дефицит индивидуальной субъектности, это сообщество отличает особый тип коллективной субъектности, основными чертами которой являются целостность при высоком уровне психологического напряжения и мышлении, основанном на отрицании чужих ценностей,а также практически неразрешимых трудностях при достижении собственных целей. В этих условиях такой неадекватный метод воздействия на окружающий мир, как террор, является логичной стратегией самореализации и псевдоэффективным способом достижения собственного благополучия через нанесение ущерба другим. Предлагаются некоторые пути решения современного мигрантсткого кризиса и вопроса сосуществования больших социальных групп в целом. Позитивная динамика в поведении мигрантов и уменьшение рисков, связанных с глобальной террористической угрозой, могли бы опираться на новую систему представлений о мусульманах и новую модель взаимодействия с ними, а также способствование созданию условий для саморазвития мусульман как большой социальной группы.
ЦИТАТА
Соснин, В.А. РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА КАК ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА СОВРЕМЕННОСТИ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ / В.А. Соснин, Ю.В. Ковалева. // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2017. – Т. 2. – № 2 (6). – С. 116-151