АННОТАЦИЯ
В работе обобщены современные исследования последствий институционализации детей для понимания ими социального окружения. Они указывают на дефицитарность социального познания детей- сирот, которая выражается в специфике их эмоционально-социального развития, привязанности, развития представлений о себе, в наличии квазиаутистических или парааутистических симптомов, менее грубых нарушений когнитивного развития. Психофизиологические исследования последствий ранней институционализации свидетельствуют о мозговых нарушениях. Это, во-первых, редукция или изменение метаболической физиологической и нейрохимической активности, во-вторых – изменение размеров отдельных областей мозга, таких как амигдала. Наконец, тракты белого вещества также подвержены риску, что может сказаться на связанности отдельных областей мозга. Приводятся исследования, проведенные под руководством автора, восполняющие пробел в изучении понимания ментального мира другого человека детьми, выросшими в условиях семейной депривации. Показаны дефицитарность, неравномерность и частичная разрозненность в организации модели психического у детей-сирот 5–8 лет, имеющиеся у них нарушения на уровне понимания причинности. Раскрываются поведенческие проявления квазиаутизма у детей-сирот, в отличие от детей с расстройствами аутистического спектра.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Институционализация и ее последствия в развитии социального познания / Е.А. Сергиенко. В книге: Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект. – 2015. – С. 120-153