АННОТАЦИЯ
Современная промышленность столкнулась с серьезными вызовами, связанными с усложнением производственных объектов и средств управления ими, с одной стороны, и недостаточной готовностью технологического персонала к работе в новых условиях - с другой. Технологии и средства управления усложняются, производственные риски воз- растают, а попытки их преодолеть приводят к дальнейшему усложнению систем управления. Выйти за пределы этого замкнутого круга можно только за счет качественного прорыва в подготовке человека-оператора. Инструменты математического моделирования и информационные технологии предоставляют продвинутые средства решения этой задачи - компьютерные тренажеры для обучения операторов, автоматизированные системы обучения причинно-следственным связям и диагностике неисправностей и др. Эффективность этих систем подтверждается огромным практическим опытом, хотя ключе- вой вопрос - как разнообразные способы обучения влияют на возможности оператора безопасно и эффективно управлять объектом - до сих пор не получил обоснованного ответа. Первые результаты в этой области связаны с применением методов математической психологии и когнитивного инжиниринга (инженерной психологии) к анализу структуры и содержания деятельности человека-оператора, разработке критериев принятия операторских решений, к оценке ментальных представлений оператора об управляемом объекте. В докладе представлены результаты нескольких исследований, соединяющих продвинутые технологии компьютерного обучения, математического моделирования и экспериментальной психологии для получения качественно новых систем подготовки операторов.
ЦИТАТА
Дозорцев, В.М. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НА СТЫКЕ СОВРЕМЕННОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ / В.М. Дозорцев, А.А. Обознов // . – 2015. – С. 32-33