Психология развития: идеи Л.И. Анцыферовой и их разработка в современной науке
Сергиенко Е.А. Психологический журнал
ВАКSCOPUSWOSRSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИстатья в журнале - научная статья
ГОД2014
ЯЗЫКRU
ЦИТИРОВАНИЙ15
АННОТАЦИЯ
В ходе анализа научного наследия Л.И. Анцыферовой выделяются её идеи, относящиеся к психологии развития: принцип развития в психологии, соотношение понятий субъекта и личности, возрастные периоды жизни человека (в частности, проблема старения). Показана современность и продуктивность этих идей и дальнейшая их разработка в научных исследованиях. Аргументируется содержательная взаимосвязь принципа развития в психологии с принципами непрерывности, антиципации, субъектности. В продолжение идей Л.И. Анцыферовой о соотношении субъекта и личности предлагается гипотеза о них как о неразрывных ипостасях человеческой индивидуальности, непрерывно развивающихся в онтогенезе. Высказанное Анцыферовой положение о продуктивном старении на основе реорганизации личности рассматривается через призму координат субъективной возрастной идентичности (субъективного возраста человека). Показано, что идеи Л.И. Анцыферовой служат современными ориентирами в разработке проблем психологии развития и психологической науки в целом.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Психология развития: идеи Л.И. Анцыферовой и их разработка в современной науке / Е.А. Сергиенко. // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 6. – С. 25-34
Аргументируется необходимость рассматривать принцип дифференциации-интеграции в тесной взаимосвязи принципов непрерывности, антиципации и субъектности. Необходимость дополнения принципа дифференциации...
Рассматриваются методологические принципы непрерывности (континуальности), антиципации развития и субъектности, имеющие большое значение для психологии развития. Принцип непрерывности (континуальности...
В работе раскрывается общая тенденция, характерная для психологии развития и психологии в целом создания общих моделей или метатеорий. Проведен анализ современной истории психологии развития, демонстр...
Статья посвящена анализу роли феномена субъективного возраста в формировании представлений о качестве жизни в пожилом (55-74 года) и старческом (75-90 лет) возрасте, а также рассмотрению феномена поло...