АННОТАЦИЯ
Рассматривается роль нарративной идентичности в развитии личности, которое определяется как способность воплощения индивидуального проекта самосозидания вопреки ситуативной детерминации. В качестве структурно-функциональных единиц нарративной идентичности автором выделяются «самоопределяющие воспоминания», содержащие самооценку человека по значимым параметрам Я-концепции. Раскрывается процесс онтогенеза самоопределяющих воспоминаний через формирующие диалоги со взрослым, описываются параметры «разрабатывающего» и «повторяющего» стилей общения родителей с детьми по Р. Файвиш. Утверждается, что с точки зрения мотивации родителя в автобиографическом взаимодействии с ребенком дифференцируются «аутотелический» стиль, где для взрослого создание нарратива выступает автономной ценностью, и «прагматический» стиль, где цель взрослого - получение конкретной информации. Излагаются результаты авторского исследования 31 диады мать-ребенок, в котором выявлен новый существенный компонент родительско-детского взаимодействия - особые квази-конфликтные приемы, направленные на повышение самостоятельности ребенка в ходе диалога и, соответственно, на большую индивидуализацию его личности.
ЦИТАТА
Нуркова, В.В. Самоопределяющие нарративы в развитии личности / В.В. Нуркова. // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – № 4. – С. 22-30