АННОТАЦИЯ
Данная статья является продолжением цикла статей, в которых излагаются результаты исследований субъективного качества жизни респондентов систем разной степени закрытости. Исследование проведено на комсоставе (капитанах и их помощниках) дальнего плавания и курсантах. В статье описано исследование профессионально важных качеств (ПВК) и субъективного качества жизни моряков дальнего плавания. От судоходных компаний требуется постоянное совершенствование системы профессионального профотбора, внедрения в практику профотбора плавсостава новейших, современных методов и средств диагностики для измерения наличия и уровня развитости профессионально важных качеств моряков, необходимых для достижения надежной и безаварийной эксплуатации судов, а также обеспечения транспортной безопасности на судах и соответственно качества жизни моряков. Для выбора и формирования психодиагностического пакета стандартизированных методик для оценки параметров ПВК и раскрывающих их характеристик применительно к выделенным группам комсостава судов были обобщены и проанализированы психологические методы и методики, используемые различными компаниями и национальными отраслевыми структурами. Разработана опросная экспертная анкета, в соответствии с которой получены данные оценки эффективности работы каждого из протестированных моряков (комсостав) и курсантов. Описано экспертное оценивание ПВК капитанов и курсантов моряков дальнего следования, выделены факторы их успешной деятельности. Исследовались взаимосвязи между профессионально важными качествами и показателями субъективного качества жизни. Обнаружены взаимосвязи между реальным, идеальным и субъективным качеством жизни (СКЖ) как мерой отклонения оценок реального качества жизни (РКЖ) от оценок идеального качества жизни (ИКЖ). В эмпирическом исследовании обнаружены взаимосвязи между ПВК и субъективным качеством жизни моряков. Анализ многочисленных исследований показал, что отрицательная взаимосвязь СКЖ с РКЖ, ИКЖ и другими характеристиками присуща только системам с признаками закрытости, то есть является отличительной чертой закрытых систем. На основе полученных результатов можно построить систему коррекционных мер при переходе из закрытой в открытую систему функционирования.
ЦИТАТА
Савченко, Т.Н. Исследование профессионально важных качеств и субъективного качества жизни с помощью системы "ПДС ЮНИПРО" / Т.Н. Савченко, Г.М. Головина, А.Ф. Веселков // Прикладная юридическая психология. – 2014. – № 4. – С. 141-153