АННОТАЦИЯ
В статье обосновывается необходимость обучения студентов-экономистов деловому взаимодействию в форме партнерства. Показывается, что такое взаимодействие может иметь три вида - дефицитарное, самореализующее и духовное. Определяется, что одним из существенных компонентов делового взаимодействия, направленного на реализацию интересов сторон, являются адекватные образы партнеров по взаимодействию. В эмпирическом исследовании, проведенном в 2013 г. в группе студентов (174 чел.) экономического факультета одного из вузов Санкт-Петербурга, изучены коммуникативные ориентации и представления студентов о будущем партнере по деловому взаимодействию. Определен достаточный уровень коммуникативных ориентаций у студентов-экономистов, который обеспечивает хорошие коммуникативные предпосылки для успешного делового взаимодействия: студенты в полной мере как отдают, так и принимают контакты, проявляют и принимают теплые чувства. Стремление влиять на других у студентов выражено выше среднего, но принятие влияния, стремление подчиняться выражено в средней степени, что характерно для руководителей среднего уровня. Образ типичного коллеги в представлении студентов имеет более негативное содержание по сравнению с представлениями о нем опытных работников и требует коррекции в процессе обучения. Так, студенты представляют себе будущего коллегу ленивым и ориентированным только на личную выгоду. Опытные работники, напротив, показывают более позитивный образ коллеги, который, хотя и ориентирован в высокой степени на материальное благополучие и безопасную работу, в то же время стремится к благоприятным взаимоотношениям и к оказыванию бескорыстной помощи коллегам. Образ же идеального коллеги в представлении студентов имеет более позитивное содержание.
ЦИТАТА
Грачев, А.А. Мотивационные характеристики в представлении о партнере по деловому взаимодействию у студентов-экономистов / А.А. Грачев, А.И. Кузнецова. // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – С. 269-277