АННОТАЦИЯ
Цель - анализ структурных компонентов профессиональной идентичности на этапе кризиса выпускника и молодого специалиста (1-4 года после окончания ВУЗа). Предмет исследования – структура профессиональной идентичности и степень ее сформированности. Методы: авторские методики: структурированное интервью, вербально-проективые методики "Профессиональная позиция" и "Интервью со студенткой", наблюдение и экспертная оценка; опросник Е.П. Ермолаевой "идентичность/маргинализм"; опросник "Кто Я " М. Куна и Т. Мак-Партланд; опросника профессиональных предпочтений Дж. Холланда. Новизна результатов исследования. Комплексное лонгитюдное исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и профессионального кризиса выпускника показано, что нормативный кризис профессионального становления выпускников вуза в социономических профессиях является следствием расхождения социальных требований к профессионалу, индивидуальных притязаний и усвоенных знаний, умений и навыков, - и выступает в форме внутреннего конфликта между индивидуальной и операциональной составляющими профессиональной идентичности личности. Теоретическая значимость. Получены доказательства обусловленности профессионального кризиса выпускника гетерохронным характером формирования структурных компонентов профессиональной идентичности в процессе обучения. Практическая значимость. Использованный комплекс методов исследования создает основу для стандартизации психодиагностической процедуры многофакторной оценки профессиональных типов, которая может иметь прикладное значение для структур, занимающихся трудоустройством и профессиональной адаптацией молодых специалистов.
ЦИТАТА
Профессиональная идентичность на этапе кризиса становления молодого специалиста / Е.И. Гиниатуллина, Е.П. Ермолаева, Е.М. Иванова, Ю.В. Бессонова, А.Л. Журавлев диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2012.