АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования определяется, значимостью профессии педагога в обществе, стрессогенностью педагогической деятельности, лежащей в основе развития у педагогов неблагоприятных состояний утомления, стресса, выгорания. Важной задачей становится повышение психической устойчивости педагогов и определение факторов и личностных детерминант, способствующих резистентности педагогов к неблагоприятным состояниям. Интерес представляет проблема взаимовлияния выгорания и характеристик ценностно-смысловой, мотивационной сфер личности, а особое значение придается именно самоактуализации личности. Самоактуализация и связанные с ней ценностно-смысловые особенности личности, мотивы, особенности самоотношения и отношения к профессии составляют интегральную характеристику развития личности – личностный самоактуализационный потенциал. Высокий самоактуализационный потенциал личности, включающий высокие значения самоактуализации, самоуважения, спонтанности, креативности, самопринятия, самоценности, при крайне низких показателях ценности высокого материального положения, неудовлетворенности профессией является детерминантой, препятствующей развитию выгорания. Низкий самоактуализационный потенциал личности, включающий низкие уровни самоактуализации, познавательных потребностей, спонтанности, сензитивности, самопринятия, контактности, компетентности во времени и высокие уровни негативного отношения к себе и профессии, способствует развитию выгорания.
ЦИТАТА
Самоактуализационный потенциал личности как детерминанта профессионального выгорания педагогов / С.А. Наличаева, Л.Г. Дикая, А.А. Обознов, А.С. Кузнецова, Н.Д. Павлова диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2011.