АННОТАЦИЯ
Научная новизна исследования. Продемонстрирована связь отдельных параметров межличностного взаимодействия ребенка с учителем и со сверстниками с развитием общих способностей в младшем школьном возрасте. Описаны факторы воспитательного воздействия учителя, связанные, с одной стороны, с развитием общих способностей ребенка, а с другой стороны – с показателями успешности ребенка в школьном обучении. Выявлена нелинейная взаимосвязь факторов воспитательного воздействия учителя и показателей динамики способностей обучающихся. Продемонстрирована необходимость двустороннего анализа взаимосвязи показателей общих способностей и особенностей межличностного взаимодействия в образовательной среде: уровень интеллектуальных показателей ребенка «на старте» школьного обучения связан с особенностями межличностного взаимодействия ребенка с учителем и со сверстниками, которые, в свою очередь, формируют условия развития способностей. Теоретическая значимость исследования. Результаты данного исследования вносят вклад в понимание роли межличностного взаимодействия с учителем и со сверстниками в развитии общих способностей ребенка: показан двухсторонний характер связи параметров межличностного взаимодействия в образовательной среде и показателей уровня и динамики способностей ребенка, описаны отдельные факторы воспитательного воздействия учителя, связанные с развитием общих способностей ребенка. Проведенный сравнительный анализ параметров межличностного взаимодействия, связанных с развитием общих способностей ребенка и показателями его успешности в обучении, позволяет конкретизировать представления о роли взаимодействия с учителем и со сверстниками в реализации способностей ребенка в успешности в школьном обучении.
ЦИТАТА
Развитие общих способностей в условиях межличностного взаимодействия / Ю.А. Додонова, Т.Н. Тихомирова, А.Н. Поддьяков, Н.П. Локалова, В.В. Знаков диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2010.