Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога

Кутузова Дарья Андреевна, Малых Сергей Борисович, Обознов А.А., Юдина Е.Г., Дубровина И.В.
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ диссертация
ГОД 2006
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 63
АННОТАЦИЯ
Научная новизна работы состоит в изучении структуры и распространенности феномена профессионального выгорания на выборке педагогов-психологов. В исследовании выявлены факторы, влияющие на степень его выраженности, — как индивидуальные (социально-демографические параметры, особенности стиля саморегуляции деятельности), так и организационные (порядок и содержание деятельности, требования работы, ресурсы работы). Исследование показало, что структура синдрома выгорания у педагогов-психологов аналогична структуре синдрома у представителей других профессий: ядро синдрома выгорания составляют переживания истощения и обесценивания труда, выгорание сопровождается снижением эффективности профессиональной деятельности. Было показано, что социально-демографические факторы и содержание труда не оказывают существенного влияния на подверженность педагога-психолога выгоранию, в то время как организация труда, взаимодействие с сотрудниками образовательных учреждений и индивидуальные особенности саморегуляции в значительной степени связаны с развитием синдрома выгорания. Выявлены психологические факторы, обусловливающие восприятие определенных условий деятельности в качестве профессиональных трудностей. Проведено исследование структуры и распространенности среди педагогов-психологов такого феномена, как увлеченность работой, - показателя психоэмоционального благополучия в труде, отражающего соотношение внутренней и внешней мотивации труда. Анализ соотношения показателей выгорания и увлеченности работой позволил выделить 4 группы педагогов-психологов, различающихся по способу и качеству преодоления ситуаций психоэмоционального стресса на работе. Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью исследования, большим объемом и репрезентативностью выборки испытуемых (1125 педагогов-психологов, 220 представителей других специальностей), а также применением статистических методов обработки данных. Математическая обработка данных осуществлялась с применением статистического программного пакета SPSS 11.5. for Windows.
ЦИТАТА
Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога / Д.А. Кутузова, С.Б. Малых, А.А. Обознов, Е.Г. Юдина, И.В. Дубровина диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Москва, – 2006.
АВТОРЫ

Обознов Александр Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЭРГОНОМИКИ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

273
ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2010 год

2009 год

2009 год