АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается значение видимого внешнего контроля как фактора формирования моральных суждений «свой» - «чужой». Детям разного возраста (3-11 лет) предлагалось выбрать, кому бы они отдали в пользование некий природный ресурс (например, поляну в лесу, реку и т.д.): члену «своей» группы (для получения необязательного блага) или члену «чужой» группы (для выживания). В первой серии эксперимента (80 детей) дилеммы предъявлялись непосредственно экспериментатором, во второй серии (110 детей) - с помощью планшетного устройства. В обеих сериях эксперимента старшие дети достоверно чаще поддерживали «чужого», лишенного необходимого ресурса, нежели младшие. Однако при решении дилемм на планшетном устройстве дети, в целом, реже поддерживали «чужого», нежели дети, решавшие дилеммы в присутствии экспериментатора. Полученные результаты вносят вклад в изучение проблемы формирования нравственного отношения к «своему» - «чужому» при наличии/отсутствии видимого внешнего контроля, а также проблемы социальной желательности при проведении исследований морального поведения. Результаты обсуждаются с позиции системно-эволюционного подхода, а также концепции о дедифференциации, т.е. врéменной регрессии к более ранним формам сформированного поведения.
ЦИТАТА
Созинова, И.М. Решение моральных дилемм "свой" - "чужой" детьми при отсутствии видимого внешнего контроля / И.М. Созинова, П.А. Пескова, Ю.И. Александров // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 53-64