Изучалось нравственное отношение взрослых людей к “чужим” (диким и домашним животным и инопланетянам). Респонденты (N = 59) устно решали моральные дилеммы в беседе с экспериментатором, одновременно играя в компьютерную игру, с помощью которой в экспериментальной группе индуцировался кратковременный стресс. Моральные дилеммы представляли собой истории, в которых “свой” (человек) причиняет вред “чужому”, отбирая у него жизненно необходимый ресурс, чтобы повысить собственный уровень комфорта. Новизна состоит в том, что при сравнении данных настоящего исследования с полученными нами результатами в предыдущих исследованиях при изучении детей показано статистически достоверное регрессирование к более ранним, “детским” формам поведения в ситуации “морального выбора”, а именно предпочтение взрослыми стратегии поддержки “своего”, даже если он поступает несправедливо. Результаты обсуждаются авторами с позиций системно-эволюционного подхода и связываются с системной дедифференциацией, то есть обратимым увеличением вклада низкодифференцированных систем в обеспечение поведения при стрессе. Обсуждается значение полученных результатов и в контексте общебиологических эволюционных представлений.
ЦИТАТА
Отношение к "чужим" при стрессе: системная дедифференциация // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 4. – С. 44-58
В статье представлены результаты исследования, в рамках которого изучалось отношение к членам аутгрупп («чужим») у людей в состоянии стресса разного генеза и без стресса. Респонденты (N = 86) решали м...
В обзоре стрессовое состояние рассмотрено в связи с индивидуальным развитием, в частности, как характеристика начальных этапов формирования новых адаптаций в процессе онтогенеза человека и животных в ...
Введение. Существует большое количество теоретических ллоделей, объясняющих различия в излленениях физиологических показателей при реализации поведения декларирования лжи и правды в ситуации тестирова...
В статье рассматривается значение видимого внешнего контроля как фактора формирования моральных суждений «свой» - «чужой». Детям разного возраста (3-11 лет) предлагалось выбрать, кому бы они отдали в ...