Стресс, болезнь и научение как условия регрессии | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Стресс, болезнь и научение как условия регрессии PDF

Александров Юрий Иосифович, Сварник Ольга Евгеньевна, Знаменская Ирина Игоревна, Арутюнова Карина Ролландовна, Колбенева Марина Геннадьевна, Крылов Андрей Константинович, Булава Александра Игоревна
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 5
АННОТАЦИЯ
Несмотря на долгую историю использования представления о регрессии, ее проявления и механизмы остаются малоизученными, специальные экспериментальные исследования единичны, а мнения о ее значении - весьма противоречивы. Цель настоящего экспериментально-теоретического исследования состояла в том, чтобы выявить, какие закономерности динамики субъективного опыта и его мозгового обеспечения лежат в основе феноменов, описываемых как регрессия и выявляемых при, казалось бы, весьма разнородных состояниях и воздействиях, таких как сильные эмоции, введение алкоголя, стресс, разнообразные заболевания. Рассматриваются механизмы развития стресса и закономерности стрессовой адаптации. Проводится сопоставление механизмов болезни и стресса. Приводятся данные о том, что в состоянии стресса люди регрессируют к более ранним, «детским» формам поведения; это выражается в предпочтении ими стратегии поддержки «своего», даже если он поступает несправедливо. Однако организация этих форм поведения у подвергшихся стрессу взрослых отличается от «детской» организации. Особенностью научения в ситуации стрессовой регрессии (как и при алкогольной интоксикации) является манифестация обратимой дедифференциации - уменьшение активности корковых структур. При длительном существовании стрессогенного влияния, обусловленного течением болезни, индивидуальное развитие приобретает форму увеличения доменоспецифичной дифференцированности систем. Результаты экспериментов, проведенных на математической модели, соответствуют предположению о вре'менной дедифференциации как одном из механизмов увеличения эффективности научения в стрессовой ситуации. Утверждается, что регрессия и ее основа - обратимая дедифференциация - суть не деградация, нарушение развития, а закономерный его этап. Приводятся аргументы в пользу того, что значение дедифференциации, феноменологически описываемой как регрессия, оказалось наиболее существенным фактором не только закрепления ее в эволюции как компонента стрессовой адаптации, но и вообще ее возникновения в ситуациях, предполагающих формирование новых и модификацию имеющихся адаптаций в условиях изменения внешней и/или внутренней среды.
ЦИТАТА
Стресс, болезнь и научение как условия регрессии // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 87-101
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Сварник Ольга Евгеньевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

77
МОЗГ НАУЧЕНИЕ LEARNING

Колбенева Марина Геннадьевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

35
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ СЛУХ

Крылов Андрей Константинович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

69
ОБУЧЕНИЕ С ПОДКРЕПЛЕНИЕМ НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Булава Александра Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

72
СТРЕСС НАУЧЕНИЕ C-FOS
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2017 год

2015 год

2023 год

2014 год