АННОТАЦИЯ
В статье представлено исследование организационной культуры научной организации как части национальной научно-исследовательской культуры. Особую актуальность она приобретает в ситуации современного реформирования российской науки. Организационная культура понимается как характеристика организации, в которой особую роль играют ценности. Отмечается специфика организационной культуры в связи с отраслью деятельности организации. Ценности конкретной научной организации определяются не только ценностями мировой науки, но и ценностями национальной культуры. Для функционирования научных организаций в советский период было характерно следующее: результат деятельности трудно применим на практике, высокая субъективность оценки квалификационных работ, свободный режим труда, недостаточность материального оснащения. На современном этапе отмечаются следующие проблемы в российской науке: низкие зарплата и социально-экономический статус, старение кадров, двойная занятость и др. Представлены результаты исследования, выполненного авторомв 2015 г. на четырех фокус-группах, состоящих из 20 сотрудников разных лабораторий Института психологии РАН. В качестве теоретического основания исследования выбрана целостная концепция, относящаяся к школе моделирования, - концепция организационной культуры Э. Х. Шейна. На ее основе был составлен план группового интервью. Контент-анализ позволил выявить ценности и базовые представления организационной культуры института во мнениях сотрудников. Наиболее значимыми ценностями для ученых оказались свобода и сохранение традиций, а наиболее значимыми базовыми представлениями - свобода и научная школа. Установлено, что в целом в организационной культуре современной российской гуманитарной научной организации во многом сохраняются элементы, унаследованные ею от советской гуманитарной научной организации.
ЦИТАТА
Воробьева, А.Е. Организационная культура российской гуманитарной научной организации (на примере Института психологии РАН) / А.Е. Воробьева. // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 3. – С. 229-240