В статье рассматривается роль образования и микросоциума в передаче культурных норм между поколениями. Авторы обсуждают причины изменений и стабильности культурных норм с течением времени. Образование рассматривается как проводник общекультурных знаний. В свою очередь, образование не является независимым от влияния культурного уровня на местах. С использованием линейно-структурного моделирования авторы проверяют гипотезу о сохранении «культурных генов» при смене поколений. В основе модели - данные о грамотности населения Московской губернии в 1883 г. и о результатах ЕГЭ и ГИА по русскому языку в 2012-2013 гг. в Московской области. Факторы грамотности и русского языка по результатам ЕГЭ и ГИА вычисляются на основе показателей 26 районов Московской области. Модель имеет удовлетворительные параметры (CFI = 0.980, RMSEA = 0.10). Уровень грамотности в 1893 г. положительно связан с успешностью по русскому языку в 2012-2013 гг. (r = 0.58). Образовательные паттерны районов Московской области конца XIX в. очень похожи на паттерны достижений в XXI в.: районы с большей грамотностью сохранили более высокие достижения по русскому языку, и наоборот. Обсуждаются возможные причины стабильности географических паттернов образовательных успехов, прошедших через все изменения условий жизни общества на протяжении столетия.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Образовательные достижения районов Московской области воспроизводят уровень грамотности в XIX в.: механизмы "культурной генетики" / А.А. Григорьев, Е.М. Лаптева, Д.В. Ушаков. // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 56. – С. 69-85
Осуществлен анализ данных, полученных при исследованиях научения в психологии, в том числе в психофизиологии, кросскультурной психологии, а также в культурной и социальной нейронауках. Эти новые данны...
В статье обсуждается проблема связи интеллекта с социокультурной средой и предлагается подход к этой проблеме в рамках структурно-динамической теории интеллекта. Центральный вопрос, вокруг которого вр...
В статье приводится обзор результатов исследований, посвящённых анализу мозгового обеспечения процесса принятия решения задач аналитичными и холистичными индивидами. Аналитичность и холистичность расс...
Проверяется психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника ЭмИн (Д.В.Люсин) на выборках респондентов из России (n = 275) и Азербайжана (n = 275). С помощью эксплораторного факторного ...