АННОТАЦИЯ
Было изучено различие аналитичности–холистичности испытуемых в зависимости от уровня образования родителей. Критерием считалось наличие высшего образования, таким образом, в одну группу попали испытуемые, родители которых получили высшее образование и ученую степень, все прочие варианты относились к категории «нет высшего образования». Проверка проводилась по параметрическому критерию Стьюдента, отличие считалось достоверным при уровне значимости p<0,05. Как можно увидеть, значимых различий в уровне аналитичности–холистичности обнаружено не было. По этим данным можно сказать, что испытуемые, матери которых не имеют высшего образования, имеют значимо более высокий балл по шкале «Противоречия», т. е. им свойственно принимать противоречивые суждения, они более толерантны к противоречиям. Для того чтобы оценить вклад уровня образования обоих родителей, сравнивались респонденты, у которых оба родителя имеют образование из одной категории (либо у обоих есть высшее образование, либо оба родителя не получили высшего образования). Таким образом, можно сделать вывод о том, что принадлежность к сравниваемым социальным группам связана с показателями только одной из субшкал аналитичности–холистичности, а именно с тенденцией испытуемых принимать два противоречивых суждения как потенциально истинные и непротиворечащие друг другу. Это характерно для испытуемых, принадлежащих к социальной группе, члены которой имеют родителей более низкого уровня образования. Было выдвинуто предположение, что аналитичность–холистичность связана не только с уровнем, но и с типом образования. Проведена проверка по критерию Стьюдента между
ЦИТАТА
Аналитичность–холистичность мышления у представителей разных социальных слоев российского общества В сборнике: Естественно-научный подход в современной психологии. – 2014. – С. 617-624