Объект исследования. Система представлений математических понятий у студентов разного уровня математической подготовки и разной степени сохранности зрительного анализатора. Цель работы. Построить рабочую модель математического понятия. Выявить место чувственных представлений в структуре математического понятия. у субъектов, в разной степени владеющих математическими понятиями. Методы исследования. Теоретический анализ; феноменологический анализ процесса овладения математическими понятиями; квази-экспериментальное сопоставление профилей способов репрезентации понятий. Теоретические и практические результаты и их новизна. Предложена модель математического понятия как координации схем действий с знаково-символическими моделями разного рода. Математическое понятие понимается не только как результат научного познания, но и как средство мыслительной деятельности субъекта, что отражает диалектику образа и процесса в понятийном знании. Разработана методика, позволяющая оценивать доминирующие способы представления математических понятий, в том числе роль чувственных представлений. Степень и эффективность внедрения. Результаты используются в учебном процессе на факультете психологии и механико-математическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова; в "Учебно-производственной лаборатории технических и программных средств обучения студентов с нарушением зрения" факультета ИТ МГППУ. Область применения. Для дальнейшего изучения системы представлений математических понятий; в ходе профессиональной подготовки специалистов в области философии математики, общей психологии; в педагогическом процессе преподавания математики.
ЦИТАТА
Роль чувственных представлений в овладении математическими понятиями / А.Ю. Шварц, А.Н. Кричевец, Д.В. Ушаков, А.Н. Гусев, А.Г. Асмолов – 2011.
В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосоз...
Рассматривали понимание неформальной аргументации и влияние риторических аргументов на достоверность информации. Выявляли случай нечеткости и размытости представлений, которые формируются у субъекта в...
Статья посвящена анализу истоков, логике развития основных положений и перспектив развития философско-психологической системы научных представлений выдающегося ученого и талантливого экспериментатора,...
Представлена рефлексивная игра «Морской бой для трех команд», моделирующая конкурентно-кооперативные отношения сложной зависимости, возникающие, когда участников не меньше трех. Она может быть включен...