Цель: изучение нейропсихологических механизмов понимания логико-грамматических конструкций учащимися первых классов с отставанием в развитии познавательной сферы. Показано, что успешность понимания логико-грамматических конструкций значимо связана с состоянием серийной организации движений и речи, а также с состоянием функций переработки зрительно-пространственной информации. С использованием предложенной методики на понимание логико-грамматических конструкций подтверждено наличие двух лингвистических характеристик, затрудняющих понимание предложений - обратимости по смыслу и порядка слов. В группе детей с отставанием в развитии речевых процессов выявлена иерархия сложности понимания конструкций с залогами, соответствующая семантическому уровню переработки синтаксической информации (согласно модели Т.В. Ахутиной), в рамках которого осуществляется опора на порядок слов первое имя - действующее лицо.
ЦИТАТА
Особенности понимания логико-грамматических конструкций детьми с отставанием в развитии познавательной сферы / А.И. Статников, Т.В. Ахутина, Е.А. Сергиенко, И.Ф. Рощина, А.Ш. Тхостов – 2016.
Цель: сравнить особенности восприятия и осмысления вербальной и визуальной составляющих печатных рекламных сообщений посредством реконструкции семантических пространств заголовков и изображений: рассм...
Автор книги член корреспондент РАО, профессор, доктор психологических наук Т.Н. Ушакова — известный исследователь психологии речи и языка, психолингвистики. В книге раскрывается новая концепция природ...
Проанализированы результаты нейропсихологического обследования 834 человек в возрасте 4-17 лет, из которых у 80 имелся диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Этот диагноз встре...
В коллективной монографии отражена проблематика отечественной психолингвистики с момента ее зарождения в России по сегодняшний день. Российская психолингвистика, выросшая из исследований небольшой гр...