В статье обсуждается роль идей Б. Ф. Ломова, связанных с его пониманием общения и совместной деятельности при организации крупных международных исследовательских проектов. Дается описание исследований, выполненных в июле 1992 г. международной исследовательской группой в Центре управления полетами во время космического полета российско-французского экипажа. Описаны методы, разработанные для этого исследования, в основе которых лежит идея Ломова о системной интеграции разных подходов и методов. Представлены примеры анализа коммуникаций при решении проблем, возникших во время нештатных ситуаций полета. Сделан вывод о том, что наряду с достоинствами системы жестко регламентированной организации коммуникации (циркуляров) при управлении полетом в ряде критических ситуаций операторы вынуждены прибегать к нарушениям штатного регламента. Показано, что когнитивно-коммуникативный подход Б. Ф. Ломова оказался продуктивным и для осуществления других крупных научнопрактических программ.
ЦИТАТА
Носуленко, В.Н. Когнитивно-коммуникативная парадигма Б. Ф. Ломова в изучении совместной деятельности по управлению космическим полетом / В.Н. Носуленко. В сборнике: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. – 2021. – С. 155-169
В статье обсуждается вопросы интеграции качественных и количественных методов в психологическом исследовании. Показано, что идея такой интеграции заложена в системной парадигме Б.Ф. Ломова и находится...
Рассматриваются динамические изменения интенциональных параметров диалогов в ходе взаимодействия. С использованием метода интент-анализа, позволяющего реконструировать интенции субъектов общения по их...
В экспериментальном исследовании проверялась информативность вербальных портретов, полученных методом свободной вербализации в исследованиях воспринимаемого качества сложных акустических событий. Пред...
В статье рассматриваются результаты исследования постсобытийного дискурса, функционирующего в российской зоне интернета. Эмпирическую базу исследования составили комментарии и обсуждения посетителей и...