В статье ставилась задача показать продолжение изучения разработок процесса социализации, который занимал важное место в работах Д. И. Фельдштейна. Представлены современные подходы к пониманию процесса социализации. Показаны междисциплинарный характер данного процесса и особенности его изучения разными науками. Подчеркивается, что психология развития фокусируется на генезисе процесса социализации, его механизмах в разные возрастные периоды, на взаимодействии биологических и социальных факторов и их роли в становлении социальной личности и ее изменениях. Приводятся различные периодизации социализации и ее механизмы, которые могут быть дополнены когнитивным механизмом - пониманием психических состояний (моделью психического), который становится внутренним ментальным механизмом понимания социальных воздействий и взаимодействий, т. е. социализации ребенка. На примере исследования понимания телевизионной рекламы детьми-дошкольниками показано опережение в развитии понимания социальных взаимодействий по сравнению с пониманием социальных воздействий.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Социализация: подходы и механизмы / Е.А. Сергиенко // Мир психологии. – 2019. – № 4 (100). – С. 59-71
Обсуждаются различные подходы к процессу социализации: субъект-объектные и субъект - субъектные. Показано, что когнитивный подход, предполагая существование внутренних когнитивных структур, субъективи...
Анализ формирования модели психического, понимания социальных воздействий (на примере понимания рекламы) и когнитивного развития показал кардинальное изменение сопряженности этих процессов у детей в в...
Проверялась гипотеза о том, что становление нравственного отношения к «чужим» у сельских и городских детей 3-11 лет происходит благодаря системной дифференциации, связанной с усложнением структуры суб...
Статья посвящена проблеме соотношения понимания психического мира (подход «модели психического») и символических функций в дошкольном возрасте. И символические функции и модель психического основаны н...