АННОТАЦИЯ
Проверялась гипотеза о том, что становление нравственного отношения к «чужим» у сельских и городских детей 3-11 лет происходит благодаря системной дифференциации, связанной с усложнением структуры субъективного опыта и появлением новых стратегий взаимодействия с другими. Участниками стали 179 детей, посещающих детские сады г. Москвы и с. Александров Гай (Саратовская обл.). Дети в беседе с экспериментатором решали моральные дилеммы, основанные на конфликте представителей ин- и аутгруппы, где «свой» (человек) был агрессором, а «чужой» (дикие, домашние животные и инопланетяне) - жертвой. Выявлен достоверный рост частоты поддержки «чужого»-жертвы с возрастом как у сельских, так и у городских детей, что может являться показателем становления нравственного отношения ко всему живому, безотносительно принадлежности к ингруппе (переход от стратегии «свой всегда прав» к стратегии «жизнь любого ценна»). Этот тренд как у городских, так и у сельских детей универсален применительно к «чужим» - представителям других биологических видов. Данные обсуждаются в контексте системно-эволюционного подхода к социокультурному развитию.
ЦИТАТА
Знаменская, И.И. Становление нравственного отношения к "чужим" у сельских и городских детей 3-11 лет / И.И. Знаменская, Ю.И. Александров. // Социальная психология и общество. – 2019. – Т. 10. – № 3. – С. 85-99