Модель психического как интегративное понятие в современной психологии | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Модель психического как интегративное понятие в современной психологии

Сергиенко Елена Алексеевна
Психологические исследования ВАК IF 1,169
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 15
АННОТАЦИЯ
Обосновано представление об интегративном характере понятия модели психического, возникшего на пересечении различных парадигм (когнитивной, социального познания, субъектной парадигмы, психолингвистики, метакогнитивного подхода). Показываются отличия конструкта модели психического от аналогичных подходов, например, от концепции социального познания. Подход «Модель психического» позволяет перейти к анализу внутренней концептуализации (внутреннего мира человека), к анализу субъективного опыта, пониманию мира человеком в его индивидуальных и универсальных составляющих. Кроме того, данный подход демонстрирует переход к интегральным полям исследования. Модель психического как интегративное понятие также знаменует переход от матричного принципа в организации знаний человека к сетевому, системному, где понятия различных дисциплин (когнитивной психологии, социальной психологии, психолингвистики и других) составляют компоненты сети или системы понятий, позволяющей перейти на новый уровень исследований и анализа, что соответствует современным тенденциям психологического знания в эпоху постмодерна. На примере характеристик модели психического в подростковом возрасте показано изменение не только составляющих данной способности, но и их социокультурные координаты. Показывается, что подростки становятся компетентными в понимании сложных и амбивалентных эмоций, однако общая тенденция схематизации мира и отношений ведет их часто к упрощениям и невозможности совмещения приятных и неприятных эмоций по отношению к ситуации или другому лицу. Раскрывается специфика понимания юмора, а также феномена буллинга в контексте модели психического. Подчеркивается, что понимание неверных мнений, возникающее в дошкольном возрасте, является универсальным в социальном познании детей в разных культурах. Модель психического, хотя и раскрывает внутренние ментальные механизмы понимания мира, однако с необходимостью требует включения ее в более широкий междисциплинарный контекст исследований развития картины мира, ее понимания.
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии / Е.А. Сергиенко. // Психологические исследования. – 2017. – Т. 10. – № 54. – С. 7
АВТОРЫ

Сергиенко Елена Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

504
МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СУБЪЕКТИВНЫЙ ВОЗРАСТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2022 год

2015 год

2015 год