АННОТАЦИЯ
В статье приведен опыт применения психосемантического метода репертуарных решеток и построение индивидуальных факторных пространств для исследования структуры индивидуальных концептуальных моделей профессиональной деятельности конкретных специалистов с учетом их специфики. Метод позволил получить детальную, индивидуально-своеобразную картину иерархии оценочных критериев и построить на их основе структуру профессиональных задач, а также получить и проанализировать обобщенную картину представления о деятельности всех специалистов. Концептуальная модель профессиональной деятельности для данного специалиста построена на основании трех ведущих показателей его труда – технологической сложности, трудности принятия решений и безопасности. Степень оптимальности данных критериев – вопрос дальнейшего изучения, сравнения с концептуальными моделями наиболее опытных и успешных операторов, соответствия требованиям профессиональной подготовки и т.д. На основании полученных данных можно утверждать, что методика репертуарных решеток позволяет выявить наиболее «проблемные» в плане психологической подготовленности элементы когнитивной концептуальной модели операторов. А дальнейший анализ ответов испытуемых создает возможность установить причины сложившейся у операторов концептуальной модели, что впоследствии может быть положено в основу дальнейшей работы – эргономического обеспечения профессиональной деятельности специалистов, либо диагностики уровня подготовленности операторов, либо совершенствования системы профессионального обучения с учетом повышения уверенности действий в «проблемных», неоднозначных условиях.
ЦИТАТА
Бессонова, Ю.В. Применение психосемантического метода в изучении концептуальной модели профессиональной деятельности / Ю.В. Бессонова. В сборнике: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. – 2011. – С. 176-190