В монографии проведен теоретический и эмпирический анализ представлений о раннем когнитивном развитии и выде лены существенные изменения, происшедшие в последние годы в понимании ряда ключевых проблем психологии. Автор, опираясь в том числе и на результаты собственных исследований, представила новый взгляд на широкий диапазон проблем когнитивного развития: от восприятия окружающего мира младенцами до ста новления человека как субъекта. Акцент сделан на непрерывности познавательного развития и изначальной способности младенцев к репрезентациям, порождению ментального опыта. Восприятие, действие и репрезентация рассматриваются в едином континууме взаимодействия. Представлена гипотеза о взаимодействии и раз витии субсистем восприятия и действия. Выделены уровни раз вития субъекта на основе его способности к пониманию физиче ского и ментального мира. Показана диагностическая ценность уровневых критериев субъектности. С позиций новейших психогенетических исследований раннего когнитивного развития пересматриваются представления о детерминации развития интеллекта, психомоторных способностей, речи, критических и сензитивных периодов развития. Работа адресована психологам и другим специалистам, разрабатывающим проблемы психического развития человека
ЦИТАТА
Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие / Е.А. Сергиенко. Новый взгляд / Российская академия наук, Институт психологии РАН. – Москва, – 2006.