АННОТАЦИЯ
В статье, направленной на поиск психофизиологических механизмов эстетического переживания музыки и связи особенностей такого переживания с личностными чертами испытуемых, рассматриваются данные ЭЭГ, полученные в ходе эмпирического исследования, проведённого в 2019 году. Испытуемые (N=24) во время регистрации ЭЭГ (Мицар 202, 21 отведение, система 10-20) прослушивали в светозвуко-изолированной камере свои любимые музыкальные произведения (3-5 композиций). Во время наиболее сильных переживаний испытуемые удерживали "кнопку пациента", тем самым отмечая эти переживания на энцефалограмме. Также регистри-ровалось ЭЭГ в состоянии покоя с открытыми и закрытыми глазам до и после эксперимента. Испытуемые заполняли два типа анкеты, общую - об их музыкальной подготовке, предпочтениях и т. п., и частную - по каждому произведению. После эксперимента испытуемые заполняли опросники Клонинджера, Русалова-Трофимовой и Лэнгле. Переживание музыки характеризуется чётким "ядром" - теменные отведения в альфа-диапазоне. Исключения составляли лишь те случаи, когда испытуемые, имевшие достаточную музыкальную подготовку, мысленно исполняли прослушиваемые произведения. Анализируются возможности интерпретации полученных данных с точки зрения популярной концепции BAS (behavioral approach system, связывающей удовольствие с прилежащим ядром, с дофаминэргической и опиатной системами), а также с точки зрения теории СПРРМ (сети пассивного режима работы мозга). Рассматриваются корреляции личностных черт, регистрируемых с помощью опросников, и мощности ЭЭГ в различных отведениях и диапазонах, свойственных для переживания музыки и несвойственных для неё. Полученные результаты свидетельствуют в пользу связи удовольствия от музыки с деятельностью СПРРМ, но не с проекцией прилежащего ядра, которое, по крайней мере, по данным ЭЭГ, не действует в обход или помимо префронтальной коры. Вместе с тем подтверждены ранее обнаруженные связи между дофаминэргической системой и стремлением к социальному взаимодействию. Делается предположение, что дофамин-эргическая система обеспечивает проекцию удовольствия в будущее, хотя сама по себе с удовольствием может быть и не связана. This article aimed at searching for the psychophysiological mechanisms of the aesthetic experience of music and the connection of the features of such an experience with the personality traits of the subjects. The EEG data obtained during the empirical study that was conducted in 2019 are considered. The subjects (N = 24) during the registration of the EEG (Mitsar 202, 21 leads, system 10-20) listened to their favorite music (3-5 compositions) in the soundproof chamber. During the most intense experiences the subjects held the “patient button”, thereby marking these experiences on the encephalogram. EEG was also recorded at rest with eyes open and closed before and after the experiment. The subjects completed two types of questionnaires, general about their musical background, preferences, etc. and private for each composition. After the experiment, the subjects filled in the questionnaires of Kloninger, Rusalov - Trofimova and Langle. The experience of music is characterized by a clear "core" - parietal leads in the Alpha band. The only exceptions were those cases when subjects who had sufficient musical training mentally performed the compositions. The authors analyze the possibilities of interpreting the obtained data from the point of view of the popular BAS concept (behavioral approach system connecting pleasure with the nucleus accumbence, dopaminergic and opiate systems), as well as from the point of view of the theory of Default system (network of the passive mode in the brain). The correlations of personality traits recorded with the help of questionnaires and EEG power registered in various leads and ranges characteristic for experiencing music and unusual for it are considered. The results obtained testify in favor of the connection between the pleasure from music and theactivity of the Default system, but not with the projection of the nucleus accumbens, which, at least according to the EEG, does not work apart from the prefrontal cortex. At the same time, previously discovered connections between the dopaminergic system and the desire for social interaction are confirmed. An assumption is made that the dopaminergic system provides projection of pleasure into the future, although in itself it may be not connected with pleasure.
ЦИТАТА
Алмаев, Н.А. Pleasure from music: personal traits pro et contra popular theories / Н.А. Алмаев, О.В. Мурашева, Д.Л. Петрович // Вестник психофизиологии. – 2020. – № 3. – P.