АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается особый тип исследовательских орудий - материальные объекты, создаваемые для научного изучения мышления и интеллектуального поведения. Функция этих объектов - стимулировать развертывание процесса мышления, постановки и решения проблем. Данные объекты можно рассматривать как особые когнитивные артефакты. Представлен перечень их характеристик, не претендующий на исчерпывающую полноту и предлагаемый для возможного обсуждения и дополнения другими исследователями. В него входят: а) степень новизны объекта и неопределенности его отнесения к тому или иному классу; б) «серендипность» объекта - наличие заготовленных скрытых сюрпризов, неожиданных свойств, связей; в) контринтуитивность объекта; г) объективная сложность; д) степень «прозрачности», доступности для наблюдения; е) предполагаемая понятность объекта для испытуемого (участника); ж) предполагаемая осмысленность практических действий участника по отношению к объекту; з) возможность трансформации объекта с целью создания сходных, но чем-то отличающихся проблемных ситуаций (задач); и) характер мыслительных целей (вызовов), которые, по замыслу разработчиков, должны провоцироваться (стимулироваться) объектом. Некоторые из этих объектов являются когнитивными артефактами не только для исследователей-психологов, но и для участников с развитием мышления выше некоторого уровня. Такой объект может стать для участника и метакогнитивным артефактом - средством познания чужого мышления (мышления разработчика).
ЦИТАТА
Поддьяков, А.Н. Инструментарий исследователей: объекты, создаваемые для изучения мышления, как когнитивные артефакты / А.Н. Поддьяков // Ученые записки Института психологии РАН. – 2024. – Т. 4. – № 1. – С. 4-20