АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты адаптации и апробации методики «Шкала воспринимаемого стресса для детей» (ШВС-Д) на русскоязычной выборке подростков в возрасте от 11 до 16 лет (n = 612). Выборку исследования составили учащиеся 5-8 классов общеобразовательных школ в разных регионах РФ (Забайкальский край, Алтайский край, Московская область, Ленинградская область). Результаты проверки психометрических показателей свидетельствуют, что вопросы методики обладают внутренней согласованностью: корреляция итогового показателя с отдельными вопросами (rs = [0,4; 0,64], p < 0,01), надежность половинных форм (rt = 0,78; α-Кронбаха = 0,741). Показана прямая связь уровня воспринимаемого стресса и ситуативной тревожности (rs = 0,67, р < 0,01), сохраняющаяся при учете возраста, пола, города проживания респондентов, что говорит в пользу конвергентной валидности ШВС-Д. Факторизация вопросов методики выявила наличие двух факторов в структуре воспринимаемого стресса: 1) «Напряжение» и 2) «Ресурсы». Двухфакторная модель воспринимаемого стресса подтверждена с помощью конфирматорного факторного анализа (RMSEA = 0,058, 90% CI [0,045; 0,072], CFI = 0,952, GFI = 0,977). Дискриминативность методики составила δ=0,97. Показаны половые различия в уровне воспринимаемого стресса, возрастные различия обусловлены ростом учебной нагрузки. Методика ШВС-Д является валидным и надежным инструментом для диагностики стресса у подростков 11-16 лет и может применяться как в индивидуальном обследовании, так и в групповой диагностике с целью мониторинга стрессовых состояний в подростковом возрасте.
ЦИТАТА
Опросник "Шкала воспринимаемого стресса для детей" (ШВС-Д): Адаптация и психометрические показатели / Н.Е. Харламенкова, Н.Н. Казымова, Д.А. Никитина, Е.Н. Дымова, Н.Е. Шаталова, Т.А. Гурьянова // Экспериментальная психология. – 2024. – Т. 17. – № 2. – С. 178-198