АННОТАЦИЯ
В настоящее время в России и во многих странах мира взгляды людей на те или иные проблемы экономики, культуры, религии тесно переплетаются с их политическими установками. В определенных случаях в социальных группах любой численности, складывающихся естественным образом, и в обществе в целом может возникать явление поляризации мировоззрения граждан. Поляризация - социально-психологический процесс, который имеет этапы и уровни. При определенных условиях ценностная поляризация может трансформироваться в аффективную, что представляет опасность для политической и психологической стабильности общества и безопасности людей. В соответствии с моделью групповой поляризации, разработанной в семидесятые годы ХХ столетия С. Московиси и его сотрудниками, в группе следует выделять три подгруппы: две подгруппы ценностно поляризованного меньшинства и подгруппу ценностно зависимого большинства. Для изучения различных проявлений групповой поляризации применяются как количественные, так и качественные методы. Установлено, что ценности поляризованных подгрупп при наличии ярко выраженной аффективной поляризации по базовым вопросам в целом статистически связаны, но могут различаться по каким-либо второстепенным вопросам. Можно обнаружить также статистические различия средних значений ответов представителей поляризованных подгрупп, что позволяет проводить исследования на небольших по численности выборках в условиях лабораторных экспериментов или в социальных сетях. В статье рассматривается феномен поляризации групп меньшинства, а также метод провокативной групповой дискуссии, на основе которого могут быть получены не только качественные, но и количественные данные. Этого позволяют добиться особая провокативная стратегия проведения дискуссии модератором, а также обработка результатов с помощью независимых экспертов по специально разработанной шкале. В статье приведены некоторые результаты исследования поляризации группы нелояльного меньшинства. При проведении дискуссий на аналогичную тему в группе лояльного меньшинства поляризация не определяется. Таким образом, представители первой подгруппы оказываются менее единодушны в своих представлениях, а значит, в соответствии с концепцией С. Московиси в меньшей степени способны оказывать влияние на управляемое консервативное большинство общества.
ЦИТАТА
Лебедев, А.Н. Ценностно-аффективная поляризация нелояльного меньшинства социальной группы / А.Н. Лебедев // Прикладная юридическая психология. – 2024. – № 2 (67). – С. 5-16