Репрезентация психологических идей К.Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX - начала XX вв.) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Репрезентация психологических идей К.Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX - начала XX вв.)

Мазилов Владимир Александрович, Костригин Артём Андреевич
Вопросы психологии ВАК SCOPUS WOS RSCI
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена 200-летнему юбилею выдающегося российского педагога К.Д. Ушинского (1823-1871). Ставится цель изучения репрезентации его научного вклада в научной и публицистической литературе конца XIX - начала XX вв. Описываются характеристики репрезентационного подхода в истории психологии и анализа историографии исторических периодов, научных направлений, проблем, творчества персоналий и др. Представляются суждения авторов о психологических и психолого-педагогических идеях К.Д. Ушинского. Отмечается, что направлениями анализа вклада ученого в психологию являлись следующие: вклад в психологию в целом (его анализ философско-психологических основ педагогики и обучения, изучение проблем эмпирической психологии, рассмотрение особенностей душевной деятельности), педагогическую и детскую психологию (разработка им психологической ориентации педагогической антропологии, обозначение направлений психического и личностного развития детей, описание различий в психике детей и взрослых), основы психологической подготовки учителей. Показывается, что в историконаучных публикациях К.Д. Ушинский репрезентируется преимущественно с педагогической и частично психологической точек зрения. Это объясняется тем, что большинство авторов являлись педагогами, они были ориентированы на образовательные и практические вопросы. Вклад К.Д. Ушинского в психологию отмечался только в текстах, но не в заголовках публикаций. Делается вывод о том, что на рубеже XIX-XX вв. Ушинского только косвенно начали признавать как психолога. Кроме того, был и социально-исторический фактор интереса к творчеству известного педагога: отдельные проявления негативного отношения к нему в 1880-1890-е гг. со стороны Министерства народного просвещения, наследие его участия в образовательных реформах, упоминание его имени в связи с запросами российского общества в переменах в конце XIX в. Показываются перспективы дальнейшего историографического анализа творчества К.Д. Ушинского.
ЦИТАТА
Мазилов, В.А. Репрезентация психологических идей К.Д. Ушинского в истории российской психологии (по материалам публикаций конца XIX - начала XX вв.) / В.А. Мазилов, А.А. Костригин // Вопросы психологии. – 2023. – Т. 69. – № 5. – С. 74-87
АВТОРЫ

Костригин Артем Андреевич

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Младший научный сотрудник

Публикаций в поиске

409
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ HISTORY OF PSYCHOLOGY PSYCHOLOGY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2023 год

2021 год

2018 год

2017 год