АННОТАЦИЯ
В последние годы мы стали свидетелями бурного развития технологий искусственного интеллекта, основанных на машинном обучении. Последствия внедрения этих технологий не обходят стороной и психологию. Появились работы, использующие машинное обучение для автоматического распознавания свойств и состояний людей, а также для некоторых других целей. Впереди маячат новые, существенно более масштабные проекты. В какой степени технологии искусственного интеллекта смогут повлиять на психологию? Смогут ли они дополнить человеческий интеллект? Или, может быть, даже заменят его полностью в некоторых научных функциях? Статья разрабатывает пути для ответа на эти вопросы. Вначале обсуждается представление о том, что нейросети «мыслят» не так, как человек, и создают науку, отличающуюся от человеческой. Согласно этим взглядам, люди строят теории и на их основе делают предсказания, а нейросети эксплицитных теорий не строят, но тем не менее могут делать предсказания. В этом контексте рассматриваются науковедческие взгляды на то, как работает «человеческая» наука. Вводится различие между индуктивным и гипотетико-дедуктивным методами познавательной деятельности. Затем обсуждаются современные методы машинного «познания». Показано, что предсказания и выводы нейросетей всегда делаются на основе общих положений. Однако эти общие положения могут не эксплицироваться и строятся машиной не самостоятельно, а лишь в контексте, заданном разработчиком. В заключительной части статьи речь идет о том, какие возможности у технологий искусственного интеллекта прослеживаются в сфере научного психологического познания. Высказывается предположение, что внедрение технологий искусственного интеллекта может существенно изменить картину психологической науки. В фундаментальном плане возможно появление цифровых двойников когнитивной системы, личностных конструктов и т.д. В практическом плане могут возникнуть технологии, которые оценивают психологическое состояние человека и помогают его улучшать вплоть до применения психотерапевтических методов, способствуют совершенствованию отношений в ближнем и профессиональном кругах, выполняют роль коуча, помогают в ведении переговоров, ориентируют в поступающей информации и многое другое.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Искусственный интеллект как инструмент психологического исследования / Д.В. Ушаков // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 90. – С. 188-200