Признаки интенций поддержания и развития дискуссии в интернет-дискурсе (на материале обсуждения локдауна 2021 г.) | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Признаки интенций поддержания и развития дискуссии в интернет-дискурсе (на материале обсуждения локдауна 2021 г.)

Павлова Наталия Дмитриевна, Гребенщикова Таисия Александровна, Афиногенова Виктория Алексеевна
Вопросы психолингвистики ВАК IF 0,535
ТИП ПУБЛИКАЦИИ статья в журнале - научная статья
ГОД 2023
ЯЗЫК RU
ЦИТИРОВАНИЙ 1
АННОТАЦИЯ
Статья продолжает серию исследований, посвященных характеристике интенционального пространства интернет-дискурса. Ее цель - описание дискурсивных признаков интенций поддержания и развития дискуссии, выражающих нейтральную позицию говорящего. Материалом исследования послужили информационные сообщения о локдауне, объявленном в ноябре 2021 г. в связи с увеличением количества заболевших COVID-19, и их обсуждение на различных интернет-площадках (326 комментариев, mean=54, min=46, max=63). Методическую базу исследования составил интент-анализ - экспертный метод оценки содержания речи, который позволяет реконструировать интенции собеседников с учетом коммуникативной ситуации и социокультурного контекста. Описано 12 категорий нейтральных интенций, связанных со стремлением интернет-пользователей проанализировать сообщения, поделиться информацией, обменяться мнениями и пр. Наиболее обычны категории «выразить мнение» и «рассказать». К дискурсивным признакам выделенных категорий интенций отнесены вводные слова и выражения, модальные и вопросительные наречия, эмотивные глаголы и глаголы мысли, указательные частицы и др., а также их комбинации. Некоторые нейтральные интенции обнаруживают специфические присущие им дискурсивные признаки, другие обладают сходными речевыми проявлениями. Проблема дифференциации интенций возникает как между интенциями внутри нейтрального блока, так и на границе между нейтральным и негативным блоками. Интенции нейтрального блока реализуются на фоне выражения недовольства, критики и дискредитации, что свидетельствует о полифункциональности высказываний. Системная организация и иерархичность интернет-дискурса позволяют выделить три группы нейтральных интенций: аргументация и ее развитие («аргументировать», «выразить мнение», «пояснить», «выяснить», «уточнить», «предположить», «напомнить»); побуждение к действию / упреждение действия («побудить к действию», «предложить», «посоветовать», в официальных сообщениях «информировать»); наррация («рассказать», «информировать»). Данные группы, выступающие ведущими интенциональными направленностями дискуссии, могут использоваться для разработки критериев экспресс-оценки ее интенциональной структуры.
ЦИТАТА
Павлова, Н.Д. Признаки интенций поддержания и развития дискуссии в интернет-дискурсе (на материале обсуждения локдауна 2021 г.) / Н.Д. Павлова, Т.А. Гребенщикова, В.А. Афиногенова // Вопросы психолингвистики. – 2023. – № 4 (58). – С. 10-25
АВТОРЫ

Павлова Наталия Дмитриевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

177
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ ДИСКУРС INTENT-ANALYSIS

Гребенщикова Таисия Александровна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Старший научный сотрудник

Публикаций в поиске

79
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ INTENT-ANALYSIS ДИСКУРС

Афиногенова Виктория Алексеевна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РЕЧИ И ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

46
ИНТЕНТ-АНАЛИЗ INTENT-ANALYSIS РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2020 год

2021 год

2022 год

2016 год