Научная новизна исследования заключается в реализации комплексного подхода и выявлении социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков как отдельной социальной группы. Установлены отличия представителей этой группы от сверстников по параметрам интенциональности и представлений об успешности. Показана неравномерность распределения интеллектуально успешных подростков по интегральному интрагрупповому статусу, отражающему социальную успешность в общеобразовательных классах. Проанализированы особенности интенциональности и представлений об успешности в выделенных трех группах, различающихся по статусу, которые позволяют охарактеризовать позицию по отношению к жизни у подростков с высоким и средним статусом как субъектную, а с низким - как объектную. Результаты могут быть применены в процессе психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков. Полученные данные позволяют наметить специфические психолого-педагогические подходы к подросткам в связи с их интрагрупповым статусом в ближайшем коллективе (классе), могут применяться в процессе разработки программ повышения квалификации для специалистов разного профиля, работающих с интеллектуально успешными или интеллектуально одаренными детьми.
ЦИТАТА
Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков / М.Д. Кондратьев, Н.Н. Толстых, Е.А. Володарская, А.И. Лактионова, А.В. Мудрик – 2019.
В статье представлены результаты эмпирического изучения особенностей саморегуляции поведения и деятельности у специалистов технического профиля. Показана роль компонентов индивидуального стиля саморег...
Экономическое сознание и экономическое поведение личности в значительной степени обусловлены культурными, экономическими, социальными, политическими факторами. При этом и отношение к экономическим объ...
В статье рассматривается конструкт возможного Я как субъективно определяемого пространства самоизменения личности, характер которого определяется личностными особенностями. Используется авторская моди...
В статье представлены результаты эмпирического изучения взаимосвязей между уровнем стресса и индивидуально-личностными особенностями специалистов технического профиля. Показана роль индивидуального ст...