Научная новизна исследования заключается в реализации комплексного подхода и выявлении социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков как отдельной социальной группы. Установлены отличия представителей этой группы от сверстников по параметрам интенциональности и представлений об успешности. Показана неравномерность распределения интеллектуально успешных подростков по интегральному интрагрупповому статусу, отражающему социальную успешность в общеобразовательных классах. Проанализированы особенности интенциональности и представлений об успешности в выделенных трех группах, различающихся по статусу, которые позволяют охарактеризовать позицию по отношению к жизни у подростков с высоким и средним статусом как субъектную, а с низким - как объектную. Результаты могут быть применены в процессе психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков. Полученные данные позволяют наметить специфические психолого-педагогические подходы к подросткам в связи с их интрагрупповым статусом в ближайшем коллективе (классе), могут применяться в процессе разработки программ повышения квалификации для специалистов разного профиля, работающих с интеллектуально успешными или интеллектуально одаренными детьми.
ЦИТАТА
Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков / М.Д. Кондратьев, Н.Н. Толстых, Е.А. Володарская, А.И. Лактионова, А.В. Мудрик – 2019.
Целью исследования выступает анализ взаимосвязи ценностных ориентаций с другими личностными свойствами. Использовались адаптированный вариант методики М. Рокича «Ценностные ориентации» и шкалы опросни...
Проведена апробация (N =579) русскоязычной версии шкалы “Сравнение физической внешности” (PACS-R). Для проверки конвергентной валидности использовались опросники ориентированности на социальное сравне...
Формирование ценностных ориентаций происходит во взаимосвязи с различными личностными свойствами. Люди с разными характеристиками личности по-разному адаптируются, изменяют свои приоритеты и ценностны...
В статье приводятся результаты пилотажного исследования, направленного на установление взаимосвязи параметров возможных Я с личностными и субъектными характеристиками молодежи. Возможные Я понимаются ...