Научная новизна исследования заключается в реализации комплексного подхода и выявлении социально-психологических и личностных характеристик интеллектуально успешных подростков как отдельной социальной группы. Установлены отличия представителей этой группы от сверстников по параметрам интенциональности и представлений об успешности. Показана неравномерность распределения интеллектуально успешных подростков по интегральному интрагрупповому статусу, отражающему социальную успешность в общеобразовательных классах. Проанализированы особенности интенциональности и представлений об успешности в выделенных трех группах, различающихся по статусу, которые позволяют охарактеризовать позицию по отношению к жизни у подростков с высоким и средним статусом как субъектную, а с низким - как объектную. Результаты могут быть применены в процессе психологического сопровождения интеллектуально успешных подростков. Полученные данные позволяют наметить специфические психолого-педагогические подходы к подросткам в связи с их интрагрупповым статусом в ближайшем коллективе (классе), могут применяться в процессе разработки программ повышения квалификации для специалистов разного профиля, работающих с интеллектуально успешными или интеллектуально одаренными детьми.
ЦИТАТА
Социально-психологические и личностные характеристики интеллектуально успешных подростков / М.Д. Кондратьев, Н.Н. Толстых, Е.А. Володарская, А.И. Лактионова, А.В. Мудрик – 2019.
Обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей субъектных (когнитивный контроль поведения) и личностных (временная перспектива, смысложизненные ориентации) характеристик людей, работаю...
В статье проанализированы возможности использования метода оценки интегративных профессионально важных качеств сотрудников для прогноза эффективности их деятельности, который может рассматриваться в к...
Различие и сходство в структуре ценностных ориентаций личности могут выступать основанием для построения их типологии, в результате которого могут быть выделены достаточно устойчивые группы людей с бл...