АННОТАЦИЯ
События не только являются частью личностных профессиональных планов субъекта, но и могут применяться как единицы анализа профессионального пути. Несмотря на важную роль событий в построении профессиональных планов субъекта, должного внимания этому вопросу в психологии не уделено. Цель исследования - выявить событийные детерминанты планирования профессионального пути и готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов. В исследовании приняли участие 1 026 студентов и аспирантов из 10 российских вузов, работающих в 7 российских регионах. Для сбора данных использовался опрос, в ходе которого респонденты указывали повлиявшие на их профессиональные планы события и их ключевые характеристики. Обработка данных проводилась с помощью контент-анализа, методов описательной статистики, критерия %8 Пирсона. В данном исследовании под событием профессионального пути понимается происходящее во времени и пространстве явление, оказывающее относительно продолжительное влияние на построение траектории и ход профессионального пути субъекта. События профессионального пути классифицируются по качественным и количественным основаниям. Для планирования профессионального пути студентов и аспирантов важны события и субъективного, и объективного характера. Ключевую роль в планировании профессионального пути студентами и аспирантами российских вузов играют субъективные события, связанные с их ведущей деятельностью, - учебой в школе и вузе. Среди объективных детерминант профессионального пути преобладают охватывающие разные стороны жизнедеятельности события недавнего прошлого и настоящего, а также научно-технические изобретения. Детерминантами профессиональных планов студентов и аспирантов становятся события субъективного и объективного характера (за исключением научно-технических), которые переживаются респондентами в последнее десятилетие. Средний временной интервал научно-технических событий, влияющих на профессиональные планы респондентов, составляет более сорока лет. Студенты и аспиранты, готовые посвятить науке всю жизнь, чаще выделяют группу научно-технических событийных детерминант своих профессиональных планов, чем студенты и аспиранты, не стремящиеся к построению исключительно научной карьеры.
ЦИТАТА
Нестик, Т.А. Событийные детерминанты планирования профессионального пути и готовности к научной деятельности российских студентов и аспирантов / Т.А. Нестик, М.В. Прохорова, А.В. Савичева // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 88. – С. 125-134