АННОТАЦИЯ
В свое время Нобелевский лауреат Г. Саймон писал, что хорошее исследование в когнитивной психологии определяется, во-первых, хорошими проблемами, а во-вторых, хорошими методами, что, по его мнению, редко совпадает. Хорошими проблемами он считал проблематику решения задач, идущую от Вюрцбургской школы через гештальтпсихологию и т.д. Однако их методы, по мнению Саймона, были недостаточно точными. В рамках настоящего проекта предусматривается проведение исследования «хорошей проблемы» (по Г. Саймону) решения задач с помощью недавно возникших подходов, которые выглядят перспективными в отношении возможности построения точных моделей. Настоящий проект предусматривает использование двух таких перспективных подходов - сетевого моделирование в отношении когнитивных процессов и исследование процессов инкубации, т.е. вызревания решения задачи в то время, когда человек не делает сознательных попыток решения, а часто занят иной деятельностью. В рамках настоящего проекта будет предложена и экспериментально проверена модель инкубации, для чего будет использовано моделирование решения заданий Теста отдаленных ассоциаций, применяемого для диагностики креативности, с помощью анализа распространения активации на семантической сети. В теоретическом плане будет проведена проверка трех моделей, описывающих процессы инкубации. В исследованиях, выполненных в разных странах, было предложено несколько моделей, претендующих на объяснение феномена инкубации. Некоторые из них (гипотеза рассеяния усталости, гипотеза сознательной работы, гипотезы внешних ключей) не находят серьезных экспериментальных подтверждений. Наибольшее фактическое обоснование среди объяснений инкубации получили модели бессознательной работы и забывания фиксаций на ошибочных решениях. Сторонники модели бессознательной работы предполагают, что в период инкубации протекают процессы поиска решения, не осознаваемые человеком и, по-видимому, связанные с распространением активации в семантической сети. Согласно модели селективного забывания фиксаций, инкубация позволяет преодолеть фиксацию на тупиковых, неверных ответах, возникшую в ходе первоначального решения задачи (Валуева, 2016). В ряде работ показано, что эффект инкубации удается получить только в том случае, если испытуемым на первом этапе даются отвлекающие от верного решения стимулы (Kohn, Smith, 2009; Penaloza, Calvillo, 2012). В целом ни одна из моделей не дает объяснения для всего круга полученных богатых эмпирических данных, некоторые из которых описаны в п. 4.5. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть базовые объяснительные принципы используемых моделей. В связи со сказанным научная группа заявителей данного проекта собственную модель, названную моделью осознания, согласно которой роль инкубации заключается не в обнаружении решения, как предполагают другие модели, а в такой настройке когнитивной системы, при которой осознание уже найденного решения становится возможным. Большинство когнитивистских моделей, как, например, модель АСТ Дж. Андерсона во всех ее вариациях, предполагают, что активация элемента семантической памяти является необходимым и достаточным условием попадание этого элемента в «поле сознания», понимая под последним словосочетанием не субъективные переживания, «квалиа», а доступность элементов для центрального процессора, рабочей памяти и всех действий по когнитивному управлению. Модель осознания в противоположность этому разводит два процесса. Она различает активационные процессы, связанные с распространением активации по семантической сети, и процессы внимания, которые открывают доступ активированным элементам в поле сознания. Таким образом, согласно модели осознания, активация является необходимым, но не достаточным условием попадания содержания в сознание. Психологическая целесообразность такого устройства понятна: во многих случаях когнитивная система стоит перед задачей оттормаживания нерелевантного, интерферирующего содержания. Когнитивной психологии известны многочисленные феномены (например, эффект Струппа), при которых автоматически активируемое содержание оказывается интерферирующим и нуждается в оттормаживании для успешного решения задачи. Модель осознания позволяет сделать ряд отличающихся предсказаний в отношении феномена инкубации. Так, согласно модели, для успешной инкубации обнаружение решения может происходить на первом, подготовительном этапе, но при этом осознание найденного решения должно быть затруднено. Задача, стоящая перед проектом в теоретическом плане, заключается в том, чтобы исследовать эти модели путем как логического и литературного анализа, так и конструирования на их основе предсказаний и гипотез, допускающих экспериментальную проверку. Для того чтобы решить описанные выше теоретические задачи, необходимо предварительно решить ряд методических. Дело в том, что хорошие ассоциативные модели на сегодняшний день созданы для английского языка, но не для русского. В то же время для развития русскоязычных исследований в этой сфере ассоциативная модель русского языка является необходимой и наиболее существенной частью инфраструктуры. Следовательно, задача заключается в том, чтобы провести ассоциативное исследование, которое откроет дорогу экспериментам, нацеленным на проверку описанных моделей. Создание полной ассоциативной модели русского языка – важная, но масштабная задача, исполнение которой требует огромного объема работ, выходящего за рамки нашего проекта. В рамках проекта, однако, необходимо сконструировать модель, позволяющую описывать процессы активации при использовании применяемых в экспериментах задач Теста отдаленных ассоциаций. Это будет достигнуто применением трехступенчатого ассоциативного эксперимента, исходным стимульным материалом которого являются слова-условия задач, а на каждом следующем этапе – наиболее частотные ассоциации, обнаруженные на предыдущем этапе. Кроме того, потребуется решение ряда методических задач, связанных с подготовкой инкубационного эксперимента, включая реализацию алгоритмов для компьютерного предъявления испытуемым стимульного материала с помощью программ E-prime и Psychopy. В экспериментальном плане задача заключается в проведении трехуровневого ассоциативного эксперимента и шести основных экспериментальных серий, направленных на проверку описанных выше моделей.
ЦИТАТА
Ушаков, Д.В. Распространение активации по семантической сети и инкубация решения творческих задач / Д.В. Ушаков // . – 2022. – С.