АННОТАЦИЯ
Аннотация полученных результатов и степени реализации проекта № 15-06-14103 При всем многообразии и изменчивости моды тема творчества стабильно остается центральной в психологии, более того – интерес к ней увеличивается. Творчество – глобальная теоретическая проблема психологии, по отношению к которой не будет преувеличением сказать, что в ней в особом преломлении отражаются все узловые проблемы психологии. Так, в творчестве задействованы когнитивные процессы: интеллект, память, внимание и т.д. Однако задействованы они особым образом – творчество предполагает как бы особый «режим», в котором все когнитивные процессы функционируют по-другому. При этом режиме интуиция оттесняет логику, бессознательное – сознание (Дружинин, 2005; Пономарев, 1976). Основной модус работы когнитивной системы – воспроизводство, применение к новым ситуациям выработанных средств реагирования, что обеспечивает живым и наделенным психикой существам выдающиеся адаптационные возможности. По метафоре Э. Шредингера, живые существа представляют собой «часы», т.е. закономерно функционирующие системы. Все, однако, меняется, когда готовые способы приспособления не срабатывают. Творчество требует другого режима, нарушения обычных законов функционирования, порой – того «хромого верблюда» когнитивной системы, который оказывается первым при повороте каравана. В контексте изучения творчества когнитивные механизмы поэтому предстают под особым углом зрения. Это происходит, например, в том случае, когда в сфере внимания проводится различение между фокальным и периферийным(Ansburg, Hill, 2003), в памяти выделяется «плоская» или «крутая» ассоциативная иерархия (Martindale, 1995), в мышлении вдруг обнаруживается первостепенная роль интуиции (Пономарев, 1976). В рамках проблемы творчества в когнитивных процессах выделяются те аспекты, которые в контексте простого воспроизводства, функционирования выглядят странными сбоями, непонятными отклонениями когнитивной системы от реализации ее основных целей. Творчество – не только когнитивный процесс, но и процесс, вовлекающий целостную личность. Оно не может быть сведено к интеллекту, что показывают пороговая модель, подвергаемая, впрочем, серьезной критике на нижеследующих страницах, а также теория интеллектуального диапазона (Дружинин, 2005). Творческая способность предполагает такие черты личности, как независимость, уверенность в себе, склонность к риску, эстетическая ориентация, способность переносить неопределенность, юмор, порой импульсивность (Sternberg, 2003). Творческий процесс и творческие способности основаны на физиологической базе. В связи с появлением современных техник пространственного представления работающего мозга (brain imaging) стало возможным регистрировать особенности мозгового функционирования в процессе решения творческих задач в противоположность нетворческим и у более творческих людей в противоположность менее творческим. В связи с этим исследуются лобные доли, правое и левое полушария, подкорковые ядра, которые, как иногда полагают, связаны с интуицией (Lieberman, 2000), и многое другое. Конечно, пройдена только малая часть пути, однако начало многообещающему движению положено. Творчество является также процессом, анализ которого проводится на социальном и культурном уровнях. С одной стороны, творчество зависит от социо-культурной среды. В некоторые исторические эпохи небольшие общности людей производят выдающиеся творческие продукты, как это было в послеперикловских Афинах, Флоренции периода Возрождения или, в плане художественной литературы, в России XIX века. Исследователи выделили факторы, которые влияют на появление креативных идей в науке и искусстве, такие как культурное разнообразие, войны, наличие ролевых моделей, ресурсы, ценности (Simonton, 1988). Влияние среды на креативность прослежено и на микроуровне, например, в семье, где творческим способностям ребенка способствуют повышение его самооценки, разрешение эмоционального самовыражения, снижение наказаний и запретов. В этом контексте исследование творчества приобретают важную практическую направленность совершенствования педагогической системы. С другой стороны, творчество является важнейшей стороной и детерминантой культуры и, более того, ноосферы в смысле В.И. Вернадского. Именно благодаря творчеству происходит развитие человеческой цивилизации. Например, по мнению А.П. Назаретяна, преодоление цивилизационных кризисов происходит не за счет возвращения к существовавшему ранее равновесию, а за счет нового решения, еще более усиливающего неравновесное состояние (Назаретян, 2001), т.е. фактически за счет творчества. Более того, современное творчество становится все меньше связанным с индивидом и все больше – с коллективами, организациями и «сетями». Не только инновационный продукт корпораций, будь то автомобили или компьютерные программы, но и новые научные результаты все в большей степени оказываются принадлежащими целым группам людей. Понятие индивидуального авторства, довольно поздно возникшее в истории, постепенно размывается. Вся совокупность происходящих изменений ставит перед психологией задачу создание понятийного аппарата для адекватного описания процессов творчества, происходящего внутри целой группы людей, связанных между собой информационными, эмоциональными, деятельностными контактами. Дальнейший анализ показывает, что творчество не просто не сводится к индивидуальной активности, но даже выходит за рамки человеческого существования. Как развитие, в котором возникает существенно новое, творчество лежит в самом фундаменте мира, является общесистемной закономерностью (Пономарев, 1976). Интеллект и творчество сегодня все больше воспринимаются как основа общественного прогресса. Дело не только в том, что экономика становится в большей степени основанной на знании, но и в том, что в сфере самого знания способность к инновации начинает приобретать большее значение, чем репродукция готовых форм. Компьютеры постепенно берут на себя значительную часть умственной, но рутинной работы, освобождая время и интеллектуальную энергию людей для инновационной деятельности и создания индивидуального продукта. При этом, правда, оказывается, что люди сами не всегда готовы для такого освобождения, оказываются недостаточно творческими для решения встающих проблем. Отсюда феномены «охоты за мозгами» в межгосударственном плане, попытки развитых стран перекачивать к себе наиболее интеллектуальных и творческих людей из остальных частей мира. Проблема миграции, приводящая к громким социальным взрывам, является в корне своем проблемой борьбы за человеческие ресурсы, самые ценные из которых – интеллект и креативность. Роль и значение стран в современном мире в значительной степени определяется эффективностью ее инновационной активности, основанной на творчестве. Создание предпосылок и условий для продуктивной творческой деятельности – актуальнейшая задача любой страны. В 2015 г. исполнилось бы 85 лет со дня рождения профессора Я.А. Пономарев, который внес большой вклад в исследования творчества и основал влиятельную научную школу в области психологии творчества. Я.А. Пономарев разработал глобальную теорию творчества, он также создал свой оригинальный структурно-уровневый подход, предложил фактически особый язык для описания психических явлений. Институт психологии РАН провел в сентябре 2015 г. в Москве Всероссийскую научную конференцию «Творчество: наука, искусство, жизнь», посвященную 85-летию Я.А. Пономарева. Научная программа конференции включала пленарное заседание, четырнадцать симпозиумов, приглашенную лекцию, круглый стол и постер-сессию. На пленарном заседании вступительное слово произнес А.Л. Журавлев - директор Института психологии РАН, член-корр. РАН. Выступили следующие докладчики. И.Т. Касавин (д.филос.н., профессор, член-корр. РАН, Институт философии РАН, Москва). Социальный смысл творчества. Д.В. Ушаков (д.псх.н., профессор, член-корр. РАН, ИП РАН, Москва). Основной парадокс инсайта и концепция Я.А. Пономарева. И.О. Александров (д.псх.н., профессор, ИП РАН, Москва). Системно-эволюционные основания методологии Я.А. Пономарева. Л.М. Попов (д.псх.н., профессор, КФУ, Казань). Концепция Я.А. Пономарева и её приложение к психологии саморазвития личности. Работа конференции продолжилась на следующих симпозиумах. Симпозиум «Интуиция и неосознаваемые процессы» Руководители: С.С. Белова (Москва, ИП РАН), Н.В. Морошкина (Санкт-Петербург, СПбГУ), Е.А. Шепелева (Москва, МГППУ). Секретарь: Г.А. Харлашина 1. Александров И.О, Максимова Н.Е., Турубар Д.С. (Москва, ИП РАН) Виртуальные траектории достижения цели в стратегической игре как побочные продукты взаимодействия с предметной областью. 2. Аллахвердов М.В. (Санкт-Петербург) Имплицитно-ассоциативный тест и эмоциональный Струп-тест: сопоставление методов исследования имплицитных оценок. 3. Дорфман Л.Я. (Пермь) Об одном варианте операционализации интуиции и логического мышления в теории творчества Я. А. Пономарева. 4. Иванчей И.И. (Санкт-Петербург) Принятие решения как источник новой метакогнитивной информации. 5. Карпов А. Д. Морошкина Н. В. (Санкт-Петербург) Взаимосвязь имплицитного научения и предпочтений в задачах перцептивной категоризации. Симпозиум «Механизмы решения инсайтных задач» Руководители: Е.А. Валуева (Москва, ИП РАН), И.Ю. Владимиров (Ярославль), А.Н. Ромащук (Москва, МГУ). Секретарь: О. Морозова 1. Савинова А.Д., Коровкин С.Ю. (Ярославль) Исследование механизмов инсайтного решения с помощью мониторинга когнитивных процессов. 2. Павлищак О.В., Владимиров И.Ю. (Ярославль) Инсайтное решение как результат преодоления фиксированности. 3. Ромащук А.Н., Зиренко М.С. (Москва, МГУ) Когнитивные функции ошибок, возникающих при инсайтном решении. 4. Богоявленская Д.Б. (Москва, ПИ РАО) О природе инсайта. Симпозиум «Психофизиология творчества» Руководители: Е.В. Воробьева (Ростов-на-Дону, ЮФУ), Е.И. Николаева (СанктПетербург, ПГУПС императора Александра I, РГПУ им. А.И Герцена), О.М. Разумникова (Новосибирск, НИИ физиологии СО РАМН). Секретарь: Н.М. Лаптева 1. Данилова Н.Н., Страбыкина Е.А., Плигина А. М. (Москва, МГУ) Когнитивные способности человека и их отображение в осцилляторной активности мозга. 2. Дикая Л.А., Карпова В.В. (Ростов-на-Дону) Нейрофизиологические корреляты образной творческой деятельности у представителей сферы искусства. 3. Николаева Е.И. (Санкт-Петербург), Беляева Е.М.(Елец) Психофизиологические предикторы креативности в младшем подростковом возрасте. 4. Саакян О.С. (Ростов-на-Дону) Исследование психофизиологических механизмов социальной креативности. Симпозиум «Онтогенез когнитивных способностей» Руководители: Н.Е. Веракса (Москва, МПАДО), А.А. Котов (Москва, НИУ ВШЭ), Е.А. Сергиенко (Москва, ИП РАН). Секретарь: Е.И. Лебедева 1. Белова Е.С. (Москва, ПИ РАО) Интеллектуальные способности детей 5-6 лет с высоким творческим потенциалом. 2. Белолуцкая А.К. (Москва, МГПУ) Многомерность мышления: структурнодиалектический подход. 3. Мишина Ю.В. (Казань) Особенности интеллектуальной динамики у людей пожилого возраста. 4. Нестерова О.В. (Москва, МФПУ «Синергия») Развитие интеллекта: дифференционно-интеграционный подход. 5. Уланова А.Ю., Лебедева Е.И. (Москва, ИП РАН) Роль интеллекта в развитии понимания себя и других детьми 4-6 лет. Симпозиум «Мотивация, эмоции, творчество» Руководители: И.А. Васильев (Москва, МГУ), Т.О. Гордеева (Москва, МГУ), Д.В. Люсин (Москва, ИП РАН, НИУ ВШЭ). Секретарь: Ю. Кожухова 1. Барабанщиков В.А. (Москва, ИП РАН, МГППУ, МИП), Королькова О.А. (Москва, МГППУ, МИП), Лободинская Е.А. (Москва, МИП) Точность и сложность решения задач на распознавание эмоциональных выражений лица. 2. Матюшкина А.А. (Москва, МГУ) Роль интереса в решении творческой проблемы (на материале анализа мышления кинорежиссера). 3. Воробьева Е.С. (Москва, ИС РАН) Формирование мотивации к художественному татуированию у тату-мастеров и их клиентов. 4. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. (Челябинск) Креативные и мотивационные аспекты инновационного лидерства менеджеров. 5. Балин В.Д. (Санкт-Петербург) О точности эмоционального отражения событий. Симпозиум «Психология творческой личности» Руководители: Н.А. Алмаев (Москва, ИП РАН), Е.И. Кузьмина (Москва, ВУМО РФ), В.Ф. Петренко (Москва, МГУ). Секретарь: О. Мурашева 1. Галкина Т.В. (Москва, ИП РАН) Теория Я.А. Пономарева: возможность экстраполяции. 2. Губенко А.В. (Украина) О механизмах трансформации смыслов в творческом мышлении. 3. Мазилов В.А. (Ярославль) Исследование творчества: типология трудностей в творческом процессе. 4. Мелик-Пашаев А.А. (Москва, ПИ РАО) Ключевые переживания, лежащие в основе творчества. 5. Семикин В.В. (Санкт-Петербург), Чернецкая Н.И. (Иркутск) Качества творческой личности в трудах Я.А. Пономарева. Симпозиум «Творчество, искусство, развитие» Руководители: Ал.Н. Лебедев (Москва, ИП РАН), В.П. Морозов (Москва, ИП РАН), Л.М. Попов (Казань, КФУ) . Секретарь: Ю. Кожухова 1. Зотова Т.В. (Москва, МПГУ) Внешние детерминанты развития творческих способностей школьников. 2. Криулина А.А. (Курск) Симбиоз науки и искусства: гносеологические возможности. 3. Морозов В.П. (Москва, ИП РАН) Интонационная точность в пении. Экспериментальные исследования. 4. Скутина Т.В. (Красноярск) Совместное художественное творчество в развитии отношений подростков со сверстниками. Симпозиум «Эволюционная методология в психологии» Руководители: И.О. Александров (Москва, ИП РАН), А.Н. Кричевец (Москва, МГУ), В.А. Мазилов (Ярославль). Секретарь: Ю.Р. Чистова 1. Чистова Ю.Р., Горкин А.Г., Александров Ю.И. (Москва, ИП РАН) Системноэволюционный подход в исследовании «запрета» на реализацию единицы индивидуального опыта. 2. Греченко Т.Н., Харитонов А.Н. (Москва, ИП РАН) Биологические корни творчества. 3. Харитонов А.Н., Греченко Т.Н. (Москва, ИП РАН) Протопсихика и эволюция. 4. Хватов И.А. (Москва, МосГУ), Соколов А.Ю. (Москва, Лаборатория-студии «Живая земля»), Бырыченкова Д.С. (Москва, МосГУ) Восприятие собственного тела у лучистого полоза (Elaphe radiata). Симпозиум «Психология мышления и инсайта» Руководители: Е.М. Лаптева (Москва, ФИРО), В.В. Селиванов (Смоленск, СмолГУ), В.Ф. Спиридонов (Москва, РАНХиГС, НИУ ВШЭ). Секретарь: М. Зиренко 1. Логинов Н.И. (Москва, РАНХиГС) Особенности знания, усвоенного в ходе инсайтного решения мыслительных задач. 2. Лунева А.Р., Лебедь А.А., Коровкин С.Ю. (Ярославль) Межполушарное взаимодействие при решении инсайтных задач. 3. Спиридонов В.Ф. (Москва, РАНХиГС, НИУ ВШЭ) Как исследовать изменение репрезентации задачи в ходе решения? 4. Владимиров И.Ю. (Ярославль) Возможно ли изучение инсайта на материале квазиинсайтных задач? 5. Лазарева Н.Ю., Владимиров И.Ю. (Ярославль) Фиксированность как результат формирования и сохранения схемы успешного решения в рабочей памяти . Симпозиум «Творчество в искусстве: методология, факты, мнения» Руководители: В.Г. Грязева-Добшинская (Челябинск), А.В. Торопова (Москва, ПИ РАО), П.А. Сабадош (Москва, ИП РАН). Секретарь: М. Кузнецова 1. Алмаев Н.А., Скорик С.О. (Москва, ИП РАН) Психофизиологический процесс и его фиксация в языке 2. Дробышева М.М. (Москва, ГАУГН) Контент-анализ автопортрета как метод историко-психологического исследования личности художника. 3. Лупенко Е.А. (Москва, МГППУ) Восприятие портретного изображения человека как проблема межличностной коммуникации. 4. Скиртач И.А. Дикая Л.А. (Ростов-на-Дону) Стратегии сочинения музыки. 5. Сулейманов Р.Ф. (Казань) Творчество и музыкально-исполнительская деятельность. Дискутанты: Е.В. Завгородняя, А.А. Криулина, В.П. Морозов, Л.В.Попова. Симпозиум «Креативность, способности, общество» Руководители: Т.Н. Березина (Москва, МГППУ), Л.А. Дикая (Ростов-на-Дону), Т.А. Ребеко (Москва, ИП РАН). Секретарь: О. Мурашева 1. Березина Т.Н. (Москва, МГППУ) Эмоциональная креативность в составе творческих способностей студентов. 2. Воробьева Е.В., Талалаева Л.Б., Самойлова Н.В. (Ростов-на-Дону) Вербальная креативность и ценностные ориентации старших школьников, обучающихся в детских объединениях учреждения дополнительного образования детей. 3. Дикий И.С., Дикая Л.А., Косовская А.С. (Ростов-на-Дону) Роль креативности и чувства юмора в социально-психологической адаптации студентов. 4. Петрова С.О. (Москва, МГППУ) Сравнение показателей креативности младших школьников по тестам, учительскому рейтингу и самоотчетам. Симпозиум "Интуиция, нравственность, вера" Руководители: Т.В. Галкина (Москва, ИП РАН), А.О. Прохоров (Казань, КФУ), В.С. Юркевич (Москва, МГППУ). Секретарь: Л.Ш. Мустафина 1. Дорфман Л. Я., Бутакова А. А. (Пермь) Вклады веры в интуицию и логического мышления в креативное мышление 2. Воскресенская Н.Г. (Нижний Новгород) «Немгновенный инсайт» в дискуссиях на нравственные темы. 3. Григорьев П.Е. (Симферополь), Васильева И.В., Коваленко Д.В. (Тюмень) Сравнение особенностей интуицирования аффективно окрашенных стимулов у законопослушных и осужденных мужчин. 4. Григорьев А.А, Князева Т.С. (Москва, ИП РАН), Козьяков Р.В. (Москва, РГСУ), Смирнова О.М. (Москва, Гимназия 1505), Сухановский В.Ю. (Москва, Корпорация «Парус») Апробация теста эстетической одаренности VAST в России. 5. Коробова С.Ю. (Челябинск) Взаимосвязь эмоционального интеллекта с типом реакции в ситуации фрустрации и личностными свойствами в подростковом и юношеском возрасте. Симпозиум «Структуры детерминации и творчество» Руководители: Л.Н. Алексеева (Москва, СПО №26), Н.Д. Павлова (Москва, ИП РАН), В.В. Семикин (Санкт-Петербург, РГПУ). Секретарь: Т. Гребенщикова 1. Кашапов М.М. (Ярославль) Событийность мышления как средство реализации субъектом трансцендентного опыта. 2. Кузьмина Е.И. (Москва, ВУМО РФ) Диалектическое соотношение свободы творчества и детерминации. 3. Лебедев Ал.Н. (Москва, ИП РАН) Феномен «дефолта мозга» и некоторые критические замечания по поводу деятельностного подхода в отечественной психологии. 4. Максимова Н.Е., Александров И.О., Захарова А.В., Воропаев А.В. (Москва, ИП РАН) Соотношение организации психологических структур и склонности к диссоциированному поведению. Симпозиум «Творчество, деятельность, психические процессы» Руководители: Е.В. Гаврилова (Москва, МГППУ), Л.И. Ларионова (Москва, МГПУ), И.Н. Семенов (Москва, НИУ ВШЭ). Секретарь: Т. Пряхина 1. Кушнир М.Б. (Тамбов) Системный вариант гипотезы мышления. 2. Селиванов В.В. (Смоленск) Виртуальная реальность как условие творчества. 3. Семенов И.Н. (Москва, НИУ ВШЭ) Направления психологии творчества Я.А.Пономарева в рефлексивном взаимодействии с научными школами. 4. Черемошкина Л.В. (Москва, МПГУ) Структура мнемической одаренности и закономерности ее проявления. 5. Чернявская В.С. (Владивосток) Предикторы творчества субъектов дизайнобразования. С приглашенной лекцией «Сознание, творчество, когнитивный контроль» выступил В.М. Аллахвердов (д.п.н., проф., СПбГУ, Санкт-Петербург). Ведущий – А.В. Юревич (Москва, ИП РАН). В рамках конференции был проведен круглый стол «Я.А. Пономарев, В.Н. Дружинин и их научные школы». Ведущие – А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. На постер-сессии были представлены следующие стендовые доклады. 1. Антипов В.Н., Попов Л.М. (Казань) Инициация и развитие универсальных творческих способностей. 2. Владимиров И.Ю., Ермакова Т.Н. (Ярославль) Исследование особенностей инсайтного решения на примере задач, содержащих лингвистическую неоднозначность. 3. Владимиров И.Ю., Маркина П.Н. (Ярославль) Ослабление сознательного контроля на стадии тупика как специфический механизм инсайтного решения. 4. Гильманов С.А. (Ханты-Мансийск) Характеристики внутреннего плана действий при формулировании научно-логических основ психолого-педагогических исследований. 5. Дикая Л.А., Покуль Е.Б. (Ростов-на-Дону) Особенности функциональной организации коры больших полушарий у одаренных учащихся. 6. Еремина Л.И. (Ульяновск) К вопросу о совместном творчестве студентов. 7. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. (Владикавказ) Возрастные особенности как предпосылки развития способностей. 8. Лукьянов О.В., Шушанникова А.А. (Томск) Гениальность. Одаренность. Посредственность – «Принцип жесткости» творческой жизни. 9. Мешкова Н.В. (Москва, МГППУ) Ситуационные особенности проявления креативности в профессиональной деятельности. 10. Морозикова И.В. (Смоленск) Изучение способностей будущих учителей изобразительного искусства, способствующих успешному осуществлению профессиональной деятельности. 11. Попова Л.В. (Москва, МосГУ) «Демоническое» как творческое бессознательное в творчестве М.А. Врубеля. 12. Суворов В.В. (Москва, МГУ) Объективная идентификиация креативности. 13. Филяева О.В., Коровкин С.Ю. (Ярославль) Объективные маркеры инсайтного решения. 14. Шрагина Л.И. (Украина) Методологические возможности теории развития искусственных систем в психологии. 15. Якунин А.П. (Санкт-Петербург) Социально-психологическая интерпретация подростками ролей взрослого человека и феномен инсайта. Руководитель: О.И. Маховская (Москва, ИП РАН). Следует отметить активную и заинтересованную работу участников конференции. В ряде выступлений подчеркивался высокий уровень организации конференции, успешное выполнение стоящих перед ней задач и большое значение ее для дальнейшего развития исследований творчества в науке и искусстве. Издан сборник материалов конференции «Творчество: наука, искусство, жизнь: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, ИП РАН, 24–25 сентября 2015 г.» – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 388 с. Издана книга «Современные исследования интеллекта и творчества». Под ред. А. Л. Журавлева, Д. И. Ушакова, М. А. Холодной. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – 388 с.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Творчество: искусство, наука, жизнь / А.А. Григорьев отчет по НИР № 15-06-14103 (Российский гуманитарный научный фонд)