Социально-психологические факторы успешного отказа от курения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Социально-психологические факторы успешного отказа от курения

Позняков Владимир Петрович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2017
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
С позиций концепции психологических отношений субъектов совместной жизнедеятельности разработана программа и проведено эмпирическое исследование социально-психологических факторов успешного отказа от курения табака. В результате исследования решена фундаментальная задача данного проекта: выявлены социально-психологические факторы и механизмы, способствующие и препятствующие успешному отказу от табакокурения. Впервые исследование социально-психологических факторов успешного отказа от курения осуществлено на трёх уровнях анализа: личностном, групповом и макросоциальном. Это позволило конкретизировать научные представления о взаимосвязях психологических феноменов, проявляющихся на разных уровнях.Для решения этих задач разработана и реализована оригинальная авторская программа эмпирического исследования осознаваемых и не осознаваемых психологических механизмов успешного первичного отказа от курения. Общая выборка эмпирического исследования составила 303 человека, из них курящие – 100 человек, никогда не курившие – 102 человека, бросившие курить – 101 человек. На индивидуально-личностном уровне анализа проведено комплексное изучение феномена психологического отношения к табакокурению. Эмпирически выявлены и проанализированы когнитивный, эмоциональный, ценностный и поведенческий компоненты психологического отношения к табакокурению. Выявлены различия в содержании и выраженности этих компонентов у представителей трёх групп респондентов: курящих, некурящих и ранее куривших и успешно отказавшихся от табакокурения. Некурящие респонденты склонны более высоко оценивать вредное влияние курения на организм. Они также более негативно, чем представители двух других групп, эмоционально относятся к курению, что может выступать как определенная защитная реакция, предупреждающая начало курения. Группы курящих и некурящих респондентов занимают полярные позиции в оценке преимуществ отказа от курения. В ответах на вопросы, направленные на изучение поведенческого компонента отношения, крайние позиции занимают группы курящих и бросивших курить, в то время как группа некурящих занимает промежуточное положение. По нашим данным, некурящие респонденты склонны менее активно отстаивать свое право на «бездымное» пространство и скорее выбирают стратегию невмешательства. Представители группы ранее куривших и бросивших курить склонны более нетерпимо относиться к курящим людям. Выявлены и проанализированы психологические особенности личности, связанные с формированием негативного отношения к табакокурению, готовности отказаться от курения и успешной реализацией этого намерения. Некурящие молодые люди, в отличие от своих курящих сверстников, не испытывают рассогласования в мотивационно-личностной сфере. В то время как результаты курящих людей в большей степени показывают внутреннюю неудовлетворенность между значимостью ценностей и возможностью их удовлетворить. На групповом уровне анализа проанализировано влияние ближайшего социального окружения: семьи и близких друзей на отношение к курению и принятие решения об отказе от курения. На макросоциальном уровне анализа исследован феномен контрмаркетинга табака как фактора, способствующего успешному отказу от курения. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что из большой совокупности факторов, которые выделяются в качестве факторов первичного отказа от табакокурения, феномен психологического отношения к табакокурению выступает ведущим фактором первичного отказа. По результатам регрессиионного анализа эмпирических данных лучшими предикторами негативного психологического отношения к табакокурению и факторами первичного отказа от курения, являются такие показатели как: сплоченность между членами семьи, влияние родительских наставлений относительно решения не начинать курить, ценность здоровья, ориентация внутри родительской семьи на активность в интеллектуальной, социальной и культурной сферах жизни. Результаты исследования показали, что существенное влияние на отношение к табакокурению и реальное поведение, связанное с курением и отказом от курения, оказывают факторы ближайшего социального окружения человека: семья, трудовой или учебный коллектив, ближайший круг неформального общения. Согласно полученным данным, семьи никогда не куривших респондентов характеризуются высокой внутренней сплоченностью, а мнение родителей для данной категории людей является более значимым, чем мнение сверстников, что подтверждает предположение, что семья является ведущим групповым фактором первичного отказа от табакокурения. Полученные результаты дают основания полагать, что именно ценностный компонент отношения является ведущим фактором при принятии решения об отказе от курения. Ценностный компонент психологического отношения к табакокурению определялся в нашем исследовании ролью и значимостью ведущих жизненных ценностей личности. Учитывая, что некурящие респонденты более высоко оценивают сплоченность родительской семьи, вполне объяснимыми являются полученные в исследовании данные о том, что для данной категории людей более важной является ценность счастливой семейной жизни, выступающая также фактором негативного психологического отношения к табакокурению и, соответственно, фактором первичного отказа от него. По результатам кластерного анализа данных выделены группы некурящих респондентов, различающихся содержанием и степенью выраженности эмоционального и ценностного компонентов психологического отношения к табакокурению. Полученные данные можно интерпретировать как типы психологического отношения к табакокурению. По результатам кластерного анализа данных выделены группы некурящих респондентов, различающихся содержанием и степенью выраженности эмоционального и ценностного компонентов психологического отношения к табакокурению. Полученные данные можно интерпретировать как типы психологического отношения к табакокурению. Принятие решения об отказе от табакокурения как феномен социального выбора человека определяется действием двух механизмов: предпочтения и отвержения (например, предпочтение здорового образа жизни и страх от угрозы заболевания, предпочтение ценности счастливой семейной жизни и отказ от получения сиюминутного удовольствия от выкуренной сигареты), которые, в свою очередь, могут зависеть от влияния различных факторов. На макросоциальном уровне анализа исследован феномен контрмаркетинга табака как фактора, способствующего успешному отказу от курения. Эмпирически выявлены и проанализированы группы курящих молодых женщин. По результатам исследования разработана модель формирования инструментария контрмаркетинга табакокурения в отношении молодых потребителей табачной продукции (по выделенным группам). Запланированная на 2015-2017 годы работа над проектом выполнена в полном объеме. Результаты исследования представлены в серии докладов на научных конференциях и статей в рецензируемых научных журналах (всего 15 публикаций, см. п. 9.7. отчёта - библиографический список публикаций, выполненных в рамках проекта, за весь срок выполнения проекта). Окончательные результаты исследования представлены в коллективной монографии, подготовленной участниками проекта. Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании возможности совершенствовать практику работы по предупреждению и сокращению употребления табака с учётом выявленных социально-психологических факторов. Полученные данные могут быть использованы в практической работе психологов, врачей, социальных работников, педагогов, руководителей организаций и предприятий.
ЦИТАТА
Позняков, В.П. Социально-психологические факторы успешного отказа от курения / В.П. Позняков отчет по НИР № 15-06-10231 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Позняков Владимир Петрович

ЛАБОРАТОРИЯ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Главный научный сотрудник

Публикаций в поиске

435
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ SOCIAL PSYCHOLOGY
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2015 год

2015 год

2018 год

2015 год