Восприятие и совместная деятельность у людей с холистическим/аналитическим типом ментальности | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Восприятие и совместная деятельность у людей с холистическим/аналитическим типом ментальности

Александров Юрий Иосифович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2016
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
В рамках данного проекта проводилось выявление особенностей системной организации поведения у субъектов с аналитическим и холистическим когнитивными стилями в процессе индивидуального и группового выполнения задачи выбора при разных формах социального взаимодействия. Предполагалось, что разные формы социального взаимодействия и разные типы ментальности (холистический и аналитический когнитивные стили) окажутся связанными. Участники исследования вовлекались в решение задачи сенсомоторного выбора в трех разных сериях: индивидуальной, конкуренции и кооперации. Перед началом экспериментальных сессий была осуществлена апробация русскоязычной версии шкалы аналитичности-холистичности. Для проверки конструктной валидности использовались методики: Рациональность-Интуиция (Р. Пачини, С. Эпштейн), Метаперсональная самоинтерпретация (Т. де Чикко, М. Строинк), Взаимозависимая-Взаимонезависимая самоинтерпретация (Т. Сингелис). В ходе апробации были получены удовлетворительные психометрические характеристики. В частности, была показана удовлетворительная надёжность-согласованность шкалы (значение Альфа Кронбаха равно 0.604, коэффициента Гутмана 0.713), а также надёжность-устойчивость во времени. Проведенное исследование показывает, что, во-первых, можно говорить о связи холистичности-аналитичности с самоинтерпретацией. Чем выше холистичность личности, тем выше у него показатели по переменным Метаперсональная самоинтерпретация и Взаимозависимая самоинтерпретация. Обратной взаимосвязи с независимой самоинтерпретацией найдено не было. Также можно говорить о взаимосвязи аналитичности-холистичности с рациональным и интуитивным способами переработки информации. Чем выше аналитичность, тем выше показатели по рациональным шкалам (способность и использование - на уровне тенденции). Чем выше холистичность, тем выше показатели по интуитивным шкалам (способность - на уровне тенденции, и использование). Таким образом, было показано, что апробированная нами методика позволяет исследовать феномен аналитичности-холистичности как континуум значений, не сводящимся к двум полюсам. Более того, было показано, что распределение баллов по аналитичности-холистичности является нормальным, т.е. большая часть респондентов занимает промежуточную градацию и не является ярко выраженными холистами или аналитиками. Прямое сопоставление групп холистов и аналитиков, как по физиологическим, так и по поведенческим показателям, выявило их значительное сходство. В то же время было обнаружено, что в серии конкуренции ЛП пика P300 у холистов оказался значимо большим, чем у аналитиков. Также между аналитиками и холистами были найдены различия в гомогенности групп. Сравнение гомогенности здесь и далее проводилось по критерию Левена. Различия считались значимыми при уровне значимости p<0,05. Были найдены следующие различия: группа холистов по сравнению с группой аналитиков обладает значимо большей дисперсией следующих показателей: время ответа и усреднение переднего фронта P300 в индивидуальной серии. Также в группе холистов по сравнению с группой аналитиков значимо большая дисперсия по показателю ЛП пика P300 в серии кооперации. Обратим внимание, что во всех трех случаях группа холистов более негомогенна, нежели группа аналитиков. Были также найдены следующие различия: группа холистов по сравнению с группой аналитиков обладает значимо большей дисперсией следующих показателей: время ответа и усреднение переднего фронта P300 в индивидуальной серии. Также в группе холистов по сравнению с группой аналитиков значимо большая дисперсия по показателю ЛП пика P300 в серии кооперации. Обратим внимание, что во всех трех случаях группа холистов более негомогенна, нежели группа аналитиков. Также был проведен второй этап анализа данных, в котором группы субъектов с аналитическим или холистическим типом мышления рассматривались независимо друг от друга и для каждой из них изучался процесс принятия решения задачи сенсомоторного выбора в зависимости от фактора экспериментальной серии (индивидуальное решение, условия конкуренции или кооперации). Затем три серии сравнивались друг с другом; их рассматривали как факторы (без упорядочивания). Также серии сравнивались друг с другом попарно. Для начала исследовалась гомогенность групп посредством сравнения дисперсий. Гомогенность показателей сравнивалась в разных экспериментальных сериях (Индивидуальная, Конкуренция, Кооперация). Анализ гомогенности проводился через исследование различий между дисперсиями распределений. Для группы аналитиков были выявлены различия в гомогенности только для переменной Время ответа. Различия были выявлены в следующих случаях: дисперсия времени ответа в серии Кооперация выше, чем в серии Конкуренция; также дисперсия времени ответа в индивидуальной серии оказалась выше, чем в серии Конкуренция. То есть можно утверждать, что в серии Конкуренция разброс показателей значимо ниже остальных экспериментальных серий. Для холистов были обнаружены следующие различия: дисперсия времени ответа, показателей усреднения переднего фронта P300, а также амплитуда P300 в индивидуальной серии значимо выше дисперсии в сериях Конкуренция и Кооперация. Что касается ЛП пика P300, то ее дисперсия значимо выше в серии Кооперация по сравнению с серией Конкуренция. Число различий, выявленных у холистов, достоверно превышает таковое у аналитиков. Финскими со-исполнителями были проведены эксперименты по регистрации активности мозга при помощи фМРТ у испытуемых в процессе просмотра видеофрагментов, описывающих социальные взаимодействия других. Параллельно производилась регистрация поведенческих параметров и регистрация движений глаз. Также оценивались когнитивные стили испытуемых по шкале аналитизм-холизм. Предварительный анализ данных активности мозга показал, что при просмотре данных видеоэпизодов межиндивидуальная корреляция активности ряда структур мозга холистов достоверно выше, чем у аналитиков. Среди этих областей, в частности, латеральные затылочные области, чьи функции связаны с обработкой информации об объектах. Также у холистов была обнаружена большая межиндивидуальная корреляция паттернов движений глаз, по сравнению с испытуемыми, характеризующимися аналитическим когнитивным стилем. Полученные результаты позволяют предположить, что аналитики используют более вариабельные стратегии при просмотре видеофрагментов, обращая внимание на различные аспекты фрагментов, и таким образом, оказываются менее синхронизованными, чем холисты, для которых задача оказывается более естественной. В целом, полученные данные проливают свет на различия мозговой деятельности и различия в обработке когнитивной информации у холистов и аналитиков. По-видимому, для объяснения варьирования данных, полученных российской и финской группами, следует учесть различие методов регистрации (ЭЭГ и фМРТ), а также и то, что задача в российских экспериментах была в большей степени аналитической, а в финских- в большей степени холистичной. Таким образом, все задачи, поставленные в рамках проекта, были выполнены. За все время реализации проекта было опубликовано: 1 статья в журнале Экспериментальная психология (индексируется в базе данных Web of Science), 1 статья в международном продолжающемся издании Cognitive Systems Monogdraphs, 1 статья в сборнике, 2 тезисов международных конференций, 2 тезисов опубликовано в сборниках, индексируемых в РИНЦ, 1 статья подана в Психологический журнал (индексируется в базах данных Web of Science и Scopus), 2 статьи поданы в международные журналы, индексируемые в базах данных Web of Science и Scopus.
ЦИТАТА
Александров, Ю.И. Восприятие и совместная деятельность у людей с холистическим/аналитическим типом ментальности / Ю.И. Александров отчет по НИР № 14-26-18002 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Александров Юрий Иосифович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ имени В. Б. Швыркова
Заведующий(ая) лабораторией

Публикаций в поиске

429
СИСТЕМНО-ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДХОД НАУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2014 год

2018 год

2019 год

2009 год