АННОТАЦИЯ
1. Обоснована необходимость программ отбора, специальной подготовки и сопровождения кандидатов в замещающие родители как целостного процесса. Показано, что целостность и взаимосвязанность всех этапов работы с замещающей семьёй направлены на снижение риска повторных отказов и жестокого обращения с детьми в замещающих семьях. 2. Проанализирована концепция жизнеспособности человека и семьи в рамках социокультурного экологического подхода с учетом специфики замещающей семьи. В определении жизнеспособности замещающей семьи ведущим назван функционально-динамический принцип. 3. Впервые предложен подход к отбору, обучению и сопровождению замещающей семьи с точки зрения ее жизнеспособности. 4. Подход к диагностике, обучению и сопровождению замещающих родителей с позиции жизнеспособности позволяет целенаправленно в ходе обучения компенсировать дефицит, опираясь на их внутренние ресурсы, а также на ресурсы расширенной семьи, социального окружения. 5. Учет факторов риска и защитных факторов, влияющих на функционирование семьи происходит в рамках четырех контекстов: социум, культура, индивидуальная жизнеспособность членов семьи и семейные ресурсы. 6. Разработан диагностический алгоритм и Программа психологического обследования кандидатов в замещающие родители. Используются две группы параметров, подлежащих оценке: противопоказания и положительные характеристики у кандидатов. Для оценки ресурсности и жизнеспособности кандидатов в замещающие родители обосновано включение в батарею тестов авторских тестов "Семейные ресурсы" (Махнач, Постылякова, 2013) и "Жизнеспособность взрослого человека" (Махнач, 2016). 7. Показано, что у кандидатов в замещающие родители семейные и индивидуальные ресурсы реципрокно связаны с психопатологической симптоматикой: чем выше показатели ресурсов, тем меньше выражены психопатологические симптомы. 8. Выявлено, что для прогноза успешного помещения ребенка в семью наиболее значимыми ресурсами являются: индивидуальная жизнестойкость замещающих родителей, эффективная семейная коммуникация, развитые навыки решения проблем в семье, управление ресурсами, реалистичное восприятие материальных возможностей семьи. 9. Показано, что взаимосвязи между ресурсами меняются в зависимости от этапа жизненного цикла семьи, а также отражают развитые в семьях с детьми навыки использования имеющихся ресурсов. Выявлено различие во взаимосвязях между ресурсами в функциональных и дисфункциональных семьях. 10. Предложен подход к обучению кандидатов в замещающие родители, в котором основной акцент ставится на: определении сильных, ресурсных сторон замещающей семьи как системы; обучении кандидатов использовать эти ресурсы; умении формировать новые ресурсы, в условиях трансформации структуры семьи и сложившихся ранее отношений в ней; усилении жизнеспособности замещающей семьи. 11. Показана необходимость формирования у замещающих родителей представления о ресурсности и жизнеспособности ребенка. Важно, чтобы они исходили в первую очередь не из его дефицитарности (в поведении, здоровье, развитии), а опирались на его сильные качества. 12. Показано, что обучение замещающих родителей позволяет разработать более структурированный подхода к оценке жизнеспособности ребёнка и планированию некоторых действий семьи, направленных на ее развития. 13. Выявлено, что жизнеспособность ребенка нельзя сводить к его просоциальному поведению. Понимание избранной ребенком стратегии как особого факта влияния культуры поможет избирать те виды помощи и поддержки, которые не будут им отвергнуты. 14. Составлен социально-демографический портрет социальной группы людей, готовых взять на воспитание в семью ребенка-сироту. Выявлен их высокий уровень психического и психологического здоровья, оказавшийся по многим показателям лучше, чем у представителей выборки нормирования.
ЦИТАТА
Махнач, А.В. Профилактика отказов от приемных детей в замещающих семьях на основе развития ресурсности семьи и повышения ее жизнеспособности / А.В. Махнач отчет по НИР № 14-06-00737 (Российский гуманитарный научный фонд)