Континуум осознаваемых и неосознаваемых защитных механизмов в соотношении с контролем поведения | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Континуум осознаваемых и неосознаваемых защитных механизмов в соотношении с контролем поведения

Ветрова Ирина Игоревна
Alcohol SCOPUS WOS
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Данный проект являлся продолжением работы по изучению контроля поведения, как основы индивидуальных вариантов адаптации. Под контролем поведения мы понимаем психологический уровень регуляции, опирающийся на индивидуальные ресурсы человека, что обеспечивает индивидуальное своеобразие выбора способов адаптации (Сергиенко, 2008, 2009, 2010). В свете представления о психологических защитах и копинг-стратегиях как механизмах, направленных на адаптацию в ситуации психологического напряжения, мы рассматриваем их как взаимодополняющие и компенсирующие друг друга, представляющие в комплексе единый континуум защитного поведения от полностью осознаваемых до неосознаваемых защитных механизмов. Это предположение опирается на современные представления о соотношении психологических защит и совладающего поведения (Абитов, 2007, Либина, 2008; Сирота, Ялтонский, 1994; Ялтонский, 1999; Нааn, 1977; Lazarus, 1999; Vaillant, 1977). Представляя защитные механизмы единым континуумом, в соотношении их с контролем поведения мы сделали попытку показать интегративную индивидуальную организацию человека на всех уровнях защитно-адаптивного поведения. Так же актуальным нам показалось включение в систему защитно-совладающего комплекса проактивного совладающего поведения. Теория проактивного преодоления (Aspinwall, 1997; Schwarzer,2000, 2002; Greenglass, 2002) построена на теории когнитивной оценки (Lazarus, 1991) и добавляет к ней темпоральное измерение, постулируя целенаправленное, долгосрочное поведение, которое начинается до возникновения возможного стресса. Проактивное совладающее поведение в отличие от реактивного (направленного на компенсацию потерь или уменьшение вреда от уже произошедших стрессовых событий) ориентировано в большей степени на будущее и состоит из усилий по формированию и развитию общих ресурсов личности (Старченкова, 2007). Проактивное преодоление, способствуя постановке личностно значимых целей, может инициировать конструктивные пути действий, которые создают возможности для саморазвития, тем самым способствуя повышению общего потенциала активности и стрессоустойчивости личности. С такой точки зрения субъектного подхода проактивное совладание может быть рассмотрено как непосредственно связанное с уровнем развития контроля поведения, как интегративного индивидуального способа субъектной регуляции и основы становления всей системы саморегуляции человека (Сергиенко, 2009). Изучение закономерностей соотношения осознаваемых и неосознаваемых защитных механизмов и сведение их в единый континуум оптимально проводить на примере, когда данная система наиболее динамична – в подростковом и юношеском возрасте. В этом блоке исследования приняли участие 74 подростка в возрасте 14-18 лет (36 юношей и 38 девушек). Было показано, что профиль контроля поведения как своеобразное соотношение когнитивного, эмоционального и волевого компонентов, связан с типами стратегий совладения на разных уровнях и видами предпочитаемых психологических защит. Т.е. уровень и особенности субъектной организации, степень зрелости как согласованность ценностей личности и интегративных возможностей субъекта реализовать задачу определяют возможности использования определенных психологических защит, копинг-стратегий, предпочитаемых способов контроля поведения. Представление о непрерывном континууме защитных механизмов от полностью осознаваемых до неосознаваемых показывает постепенное «включение» контроля поведения в обеспечение защитных механизмов по мере движения их в более осознаваемую область. На основании проведенного анализа можно говорить о необходимости включения в континуум защитных механизмов фактора времени. Чем выше уровень контроля поведения, тем быстрее происходит включение осознаваемых механизмов совладания с трудными жизненными ситуациями и вытеснение ими бессознательных защит. Вторая основная задача проекта была посвящена дискуссионному вопросу степени осознаваемости совладающего поведения и проблеме изучения его с помощью опросников. К критериям совладания как поведения субъекта, характерного для российской психологической науки (Крюкова, 2008, Сергиенко, 2008, 2010), помимо осознанности и целенаправленности, относят также контролируемость, адекватность ситуации, значимость последствий выбора данного поведения, социально-психологическую обусловленность и принципиальную возможность обучения этому виду поведения. Закономерно возникает вопрос, в какой момент данный вид поведения становится осознаваемым. Ввиду представления о совладании, как о полностью осознаваемом процессе, методики для его исследования чаще всего представляют собой опросники, основанные на самоотчете (Крюкова, 2010). В них испытуемых просят выбрать из набора стратегий поведения те, к которым человек прибегает в трудных жизненных ситуациях. При этом не учитывается, что совладающее поведение может быть многоактным или ступенчатым. Кроме того, нельзя доподлинно установить, насколько сознательно человек делает выбор копинг-стратегий, или же осознает их таковыми в процессе заполнения опросника. Таким образом, оценка процесса совладания и измерение результата преодолевающего поведения – один из самых спорных аспектов психологии совладающего поведения. Данной проблеме посвящено несколько серьезных сообщений российских исследователей (Бодров, 2006, Крюкова, 2010). В своей работе мы задались целью разработать методику стандартизированной оценки совладающего поведения на базе проективной методики «Человек под дождем» (Романова, Сытько, 1992). Были разработаны стандартизированные критерии оценки данной проективной методики с опорой на шкалы опросника «Копинг-тест Лазаруса» в адаптации Т.Е. Крюковой, Е.В. Куфтяк и М.С. Замышляевой (Крюкова, 2010). В результате пилотажного исследования с использованием данных 40 респондентов в возрасте 17-28 лет (20 девушек и 20 юношей, средний возраст 21,2 года) и 6 экспертов (2 мужчин и 4 женщин в возрасте 28-44 года) была показана непротиворечивая картина соотношения данных по опроснику и проективной методики. На основе этих результатов планируется создание стандартизированного варианта оценки проективной методики для измерения совладающего поведения.
ЦИТАТА
Ветрова, И.И. Континуум осознаваемых и неосознаваемых защитных механизмов в соотношении с контролем поведения / И.И. Ветрова отчет по НИР № 13-06-00684 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Ветрова Ирина Игоревна

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТА В НОРМАЛЬНЫХ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ
Научный сотрудник

Публикаций в поиске

80
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КОНТРОЛЬ ПОВЕДЕНИЯ EMOTIONAL INTELLIGENCE
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2016 год

2008 год

2016 год