Место и роль эстетической одаренности в системе способностей человека | Библиотека Института психологии РАН

Библиотека Института психологии РАН

Место и роль эстетической одаренности в системе способностей человека

Григорьев Андрей Александрович
ТИП ПУБЛИКАЦИИ отчет о НИР/НИОКР
ГОД 2015
ЯЗЫК RU
АННОТАЦИЯ
Основные результаты реализации проекта состояли в следующем. 1) Осуществлена разработка методического аппарата для оценки эстетической одаренности в области изобразительного искусства. В качестве средства для оценки данного вида одаренности был избран тест для измерения эстетической восприимчивости в области изобразительного искусства VAST (Visual Aesthetic Sensitivity Test). Была осуществлена апробация этого теста. Апробация проводилась на двух выборках: выборке взрослых (107 человек) и выборке детей (132 человека). Результаты апробации показали следующие психометрические характеристики теста VAST. (а) Отсутствует сколько-нибудь выраженная возрастная динамика результативности выполнения теста VAST. (б) Распределение оценок использовавшейся версии теста VAST является близким к симметричному. (в) Тест VAST характеризуется достаточно высокой надежностью. (г) Полученные данные не говорят о валидности теста VAST. Кроме того, была продемонстрирована низкая положительная корреляция оценок по тесту VAST с оценками по тесту интеллекта, говорящая о существовании слабой положительной связи данного вида эстетической одаренности с интеллектом. 2) Разработана методика для исследования эстетической одаренности в области литературного творчества. Методика для исследования эстетической одаренности в области литературного творчества представляет собой набор пар коротких отрывков, как правило стихотворных, в каждой паре один из отрывков лучше, совершеннее другого с литературной точки зрения. Респонденты должны определить этот отрывок, руководствуясь объяснением и примерами в инструкции к методике. Было последовательно разработано 4 версии методики. Апробация четвертой, финальной версии методики проводилась на выборке учащихся гимназии (204 человека). Результаты апробации дают основание предположить, что разработанная методика пригодна лишь с определенного возраста, вероятно с 16-17 лет. 3) Проведена проверка существования общей эстетической одаренности и изучены связи разных видов эстетической одаренности с интеллектуальными способностями. Проверка существования общей эстетической одаренности была проведена по данным, полученным в ходе апробации второй и четвертой версий методики для исследования эстетической одаренности в области литературного творчества. Изучение связей эстетической одаренности с интеллектуальными способностями было осуществлено также с использованием этих данных и на данных специально проведенного исследования на выборке студентов вуза. Полученные результаты не свидетельствуют о существовании общей эстетической одаренности: две методики для оценки разных видов эстетической одаренности, VAST и методика для исследования эстетической одаренности в области литературного творчества, не коррелируют друг с другом и их корреляции с третьей методикой (тестом интеллекта) диссоциируют. Изучение связей эстетической одаренности с интеллектуальными способностями показало следующее. (а) Одаренность в области изобразительного искусства положительно связана с общим интеллектом. Об этом свидетельствуют положительные корреляции теста VAST с тестом общего интеллекта (Стандартные прогрессивные матрицы Равена плюс: СПМ+) в двух выборках испытуемых. Одаренность в области литературного творчества с общим интеллектом не связана. Об этом свидетельствуют отсутствие корреляций методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества с СПМ+ в трех выборках испытуемых и отсутствие корреляции этой методики с субтестом Осведомленность теста структуры интеллекта Амтхауэра. (б) Одаренность в области литературного творчества связана с вербальными способностями. Об этом свидетельствуют значимые или приближающиеся к значимым корреляции методики для исследования эстетической одаренности в области литературного творчества с субтестами Аналогии и Обобщения теста Амтхауэра в двух выборках испытуемых. Дополнительное свидетельство дают корреляции эстетической одаренности с агрегированным показателем вербальных способностей, латентной переменной, образованной из субтестов Аналогии и Обобщения, в двух выборках.
ЦИТАТА
Григорьев, А.А. Место и роль эстетической одаренности в системе способностей человека / А.А. Григорьев отчет по НИР № 13-06-00607 (Российский гуманитарный научный фонд)
АВТОРЫ

Григорьев Андрей Александрович

ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА
Ведущий научный сотрудник

Публикаций в поиске

84
ИНТЕЛЛЕКТ INTELLIGENCE НАЦИОНАЛЬНЫЙ IQ
ПОХОЖИЕ ПУБЛИКАЦИИ
2013 год

2015 год

1995 год

2017 год