АННОТАЦИЯ
В первой половине 2011 г. было осуществлено теоретико-методологическое обоснование исследования, разработана методика полевого экспериментально психологического исследования. В октябре 2011 г. было проведено полевое психологическое исследование коренных жителей северо-востоке Камчатского края – коряков, чукчей и русских-камчадалов, как школьников (учащихся средних общеобразовательных школ и коррекционной школы-интерната 8 вида), так и взрослых (всего 176 человек). Исследование осуществлялось на основе этнофункционального теоретико-методологического подхода; в процессе исследования использовался метод структурированного этнофункционального интервью, тест Роршаха, тест Люшера, при работе в школах изучалась школьная документация. В исследовании были выявлены связи особенностей этнофункционального развития образной сферы и образного содержания системы отношений респондентов с различными показателями их психической адаптированности – характеристиками эмоциональной и когнитивной сфер, а также качеством их взаимодействия, уровнем тревоги, наличием-отсутствием психосоматически обусловленных заболеваний, наличием-отсутствием умственной отсталости (на стадии легкой степени дебильности), а также особенностями дошкольного воспитания. Кроме того, были выявлены связи между указанными этнофункциональными особенностями и такими социально-психологическими показателями, как наличие-отсутствие миграционных намерений, количество имеющихся детей в семье и количество желаемых детей (как микросоциальными психологическими показателями качества жизни, характеризующими демографические особенности биологического воспроизводства населения). Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, этническая функция содержащихся в психике респондентов образов природы и климата, животного и растительного мира, языка и культуры (в частности, музыкальных и литературных предпочтений), религиозных представлений, предпочитаемого типа питания, некоторых антропо-биологических представлений, а также некоторые особенности возникновения и этническая функция возникающих в раннем онтогенезе образной сферы сказочно-мифологических представлений и образов природы связаны с перечисленными выше показателями эмоциональной, когнитивной, психосоматической и социальной адаптированности. В частности в социально-демографическом плане установлено, что русские школьники, желающие уехать из родного природно-географического ареала навсегда изначально менее интегрированы в родную этносреду (прежде всего в природно-биологически, т.к. отрицают ландшафт и традиционное для данной этносреды питание). Было также, например, установлено, что определенные этнофункциональные особенности личности связаны со следующими признаками психической и психосоматической дезадаптированности. Школьники коряки и чукчи с легкой степенью дебильности в отличие от «нормы»), чаще относят возникновение в своей психике этнодифференцирующих сказочных образов (русских народных и авторских) к возрасту до 8 лет. При отнесении ими данных образов к возрасту до 5 лет выявлена тенденция к достоверности. Школьники коряки и чукчи, страдающие различными заболеваниями и (или) расстройством сна, по сравнению со здоровыми, чаще хотят навсегда уехать в другой природно-географический, что является этнодифференцирующим показателем. Взрослые коряки и чукчи, страдающие различными заболеваниями и (или) расстройством сна, по сравнению со здоровыми, реже сохраняют воспоминания о родной природе в возрасте до 5 лет и реже относят возникновение сказочных образов своего народа к возрасту до 5 лет, что также является этнодифференцирующим показателем. Курящие школьники коряки и чукчи, по сравнению с некурящими, чаще негативно относятся к зиме – этнодифференцирующий показатель. Курящие русские школьники, по сравнению с некурящими, предпочитают отличный от собственного цвет глаз при перекрестно-половых выборах. Русские школьники, страдающие различными заболеваниями и (или) расстройствами сна, по сравнению с здоровыми, реже относят воспоминания о родной (чукотской) природе к возрасту до 8 лет. Кроме того, они чаще предпочитают отличный от собственного цвет глаз при перекрестно-половых выборах – этнодиференцирующий показатель. Из 100% школьников всех национальностей у 37% было выявлено ведущее тоскливое эмоциональное состояние и у 63% – радостное. При этом школьники с ведущим тоскливым эмоциональным состоянием (показатель психической дезадаптированности) чаще относили воспоминания о возникновении первых образов родной природы к возрасту с 5 лет и позже (этнодифференцирующий показатель), а с радостным – до 5 лет (этноинтегрирующий показатель). При этом школьники с ведущим тоскливым эмоциональным состоянием 31%, чаще предпочитали крепкий чай и кофе, по сравнению с теми, у кого ведущим было радостное эмоциональное состояние (4%). В целом результаты полевого экспериментально-психологического исследования подтверждают связь этнофункциональных особенностей личности с различными показателями ее психической адаптированности – дезадаптированности как на индивидуально-личностном уровне (уровень тревоги, качество взаимодействия эмоциональной и когнитивной сфер личности, психосоматическое и психическое здоровье), так и на уровне социально-психологическом (сформированность этнической идентичности, социально-психологические предпосылки демографического поведения в отношении биологического воспроизводства поведения). Данные результаты могут быть использованы в процессе разработки этнофункционально ориентированной системы образования с целью регулирования процессов психической и социально-психологической адаптации коренных народов Камчатки, включая русских. По результатам исследования подготовлена публикация в Психологический журнал, а также планируется подготовка еще серии публикаций.
ЦИТАТА
Сухарев, А.В. Этнофункциональный аспект психологической адаптации коренных народов Камчатки / А.В. Сухарев отчет по НИР № 11-06-18006 (Российский гуманитарный научный фонд)